Пропустить навигацию

Основные обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере ПОД/ФТ

В целях декриминализации и повышения прозрачности отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней действующим законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ) на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в указанной отрасли,  возложены обязанности по предоставлению информации о своей деятельности в Федеральную службу по финансовому мониторингу (http://www.fedsfm.ru/).

Федеральная пробирная палата осуществляет государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства о ПОД/ФТ организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Обязательные требования для организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере ПОД/ФТ

Основные обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере ПОД/ФТ

Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1) Организация системы внутреннего контроля:

  • разрабатывать, утверждать и обновлять правила внутреннего контроля (ПВК);
  • ПВК разрабатываются самостоятельно и утверждаются единоличным исполнительным органом организации или индивидуальным предпринимателем;
  • требования к ПВК, разрабатываемым организациями, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 (https://www.fedsfm.ru/documents/government/78).

2) Назначение специального должностного лица (СДЛ), ответственного за реализацию правил внутреннего контроля (http://www.fedsfm.ru/reminder/3):

  • организации и индивидуальные предприниматели обязаны назначать специальных должностных лиц (СДЛ), ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
  • СДЛ должны пройти соответствующее обучение (целевой инструктаж) до начала осуществления своих функций;
  • индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно осуществлять функции СДЛ при прохождении соответствующего обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • к СДЛ предъявляются квалификационные требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (https://www.fedsfm.ru/documents/federal-laws/4162), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (https://www.fedsfm.ru/documents/government/1124).

3) Регистрация личного кабинета на портале Росфинмониторинга и его использование (https://www.fedsfm.ru/reminder/5):

  • наличие и использование личного кабинета для организаций и индивидуальных предпринимателей является обязательным;
  • через личный кабинет до организаций и индивидуальных предпринимателей доводятся:
  • перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (https ://www.fedsfm.ru/documents/terr-list);
  • перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (https://www.fedsfm.ru/documents/omu-list);
  • решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • сведения о типологиях и рисках ОД/ФТ;
  • оценка законопослушности с указанием рисков, на снижение которых должна быть направлена их работа;
  • учебные курсы.
  • организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом № 115-ФЗ, через Личный кабинет в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 (https ://www.fedsfm.ru/documents/govemment/1194) и Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 (https://www.fedsfm.ru/documents/rfm/1633),
  • документальное фиксирование информации, представляемой в Росфинмониторинг, и ее надлежащее хранение;
  • проведение на регулярной основе (не реже одного раза в полугодие) внутренних проверок выполнения правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, требований нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ.

4) Прохождение обучения в сфере ПОД/ФТ (https://www.fedsfm.ru/reminder/15):

  • порядок прохождения обучения, а также перечень лиц, которые обязаны пройти обучение в сфере ПОД/ФТ, установлены Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 (https ://www.fedsfm.ru/documents/rfm/107);
  • организации и индивидуальные предприниматели обязаны утвердить перечень лиц, проходящих обучение;
  • обучение проводится в формах вводного инструктажа, дополнительного инструктажа, целевого инструктажа, повышения уровня знаний;
  • вводный и дополнительные инструктажи проводятся специальным должностным лицом для работников, включенных в утвержденный перечень, в случаях и сроки, установленные Положением;
  • целевой инструктаж и повышения уровня знаний проводятся организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу;
  • перечень организаций, проводящих обучение в соответствии с Положением, размещен на сайте Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (https://mumcfm.ru/celevoi-instruktazh);
  • работники организаций и индивидуальных предпринимателей, включенные в утвержденный перечень, проходят обучение в сроки, установленные Положением.
  • организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет прохождения сотрудниками обучения. Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

5) Проведение мероприятий по идентификации клиентов (обязательное применение принципа «знай своего клиента»), их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев (http://www.fedsfm.ru/documents/rfm/3786):

  • установление и фиксирование идентификационных данных, формирование анкеты клиента;
  • проверка по перечням;
  • выявление лиц, операции которых должны приостанавливаться (постановление уполномоченного органа о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, решение суда);
  • выявление публичных должностных лиц и их родственников;
  • выявление лиц из стран, не выполняющих требования ФАТФ (https://www.fedsfm.ru/documents/rfm/1633). В настоящее время в указанный перечень включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика.

Национальная оценка рисков 

Отчет «О секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с использованием сектора драгоценных металлов и драгоценных камней»

Памятка ювелирам

Информационное сообщение «О методических рекомендациях по выявлению организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий операций (сделок), которые могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и представлению сведений о них»

Информационное письмо от 20 сентября 2021 г. № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»