Пропустить навигацию

Доклад 

об осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2020 году и об эффективности такого контроля (надзора)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА

ДОКЛАД

Москва

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ СКУПКУ, КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ И ЛОМА ТАКИХ ИЗДЕЛИЙ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МУЗЕЕВ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ, ИХ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ В МЕДИЦИНСКИХ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕЛЯХ ЛИБО В СОСТАВЕ ИНСТРУМЕНТОВ, ПРИБОРОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ИЗДЕЛИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В 2020 ГОДУ И ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

2021

Введение

Доклад Федеральной пробирной палаты об осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2020 году и об эффективности такого контроля (надзора) (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом требований Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215, а также на основании сведений по форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утвержденные приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 декабря 2011 г. № 503.

Сведения, содержащиеся в Докладе, являются открытыми, общедоступными и подлежат опубликованию на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере деятельности Федеральной пробирной палаты

1.1. Данные анализа нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), в том числе возможности их исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности

Важнейшим условием эффективного осуществления государственного контроля (надзора) является наличие адекватного, отвечающего современным условиям нормативно-правового регулирования.

В соответствии с Положением о Федеральной пробирной палате, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 307 (далее — Положение), Федеральная пробирная палата является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (далее – поднадзорные субъекты), законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

Основным нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные требования к осуществлению деятельности поднадзорных субъектов в сфере ПОД/ФТ, соблюдение которых подлежит проверке, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

Федеральный закон № 115-ФЗ и иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ разработаны в соответствии с требованиями международных стандартов в сфере ПОД/ФТ, в том числе рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Федеральный закон № 115-ФЗ регулирует, в том числе отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Федеральная пробирная палата осуществляет проверки только в отношении поднадзорных субъектов, исключительно в части соблюдения ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

Полномочия по осуществлению Федеральной пробирной палатой контроля за выполнением поднадзорными субъектами требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ закреплены частью 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Положением.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) положения указанного Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за соблюдением поднадзорными субъектами требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к осуществлению деятельности поднадзорных субъектов, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления Федеральной пробирной палатой государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, помимо вышеназванных, являются:

— постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 173 «О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)»;

— приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования»;

— приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;

— приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 19 июля 2011 г. № 250 «Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;

— приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»;

— приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 ноября 2011 г. № 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)»;

— приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— приказ Федеральной пробирной палаты от 21 августа 2020 г. № 78н «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

В случае неисполнения поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ к ним применяются меры административной ответственности.

Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрены меры ответственности организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей за неисполнение требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

Нормативные правовые, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности поднадзорных субъектов, отвечают требованиям достаточности, полноты, объективности, научной обоснованности, возможности исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности.

1.2. Сведения об опубликовании нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), в свободном доступе на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности поднадзорных субъектов, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) за исполнением законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, а также перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, опубликованы в разделе «Документы» официального сайта Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу https://probpalata.ru.

2. Организация государственного контроля (надзора)

2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления Федеральной пробирной палаты

Руководство деятельностью Федеральной пробирной палаты осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Федеральная пробирная палата осуществляет свою деятельность:

−       непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

−       во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы Федеральной пробирной палаты (далее – МРУ Федеральной пробирной палаты) действуют на территории соответствующих федеральных округов:

−       Центральный федеральный округ – МРУ Пробирной палаты России по ЦФО (г. Москва);

−       Северо-Западный федеральный округ – МРУ Пробирной палаты России по СЗФО (г. Санкт-Петербург);

−       Южный федеральный округ – МРУ Пробирной палаты России по ЮФО (г. Ростов-на-Дону);

−       Северо-Кавказский федеральный округ – МРУ Пробирной палаты России по СКФО (г. Махачкала);

−       Приволжский федеральный округ – МРУ Пробирной палаты России по ПФО (г. Нижний Новгород);

−       Уральский федеральный округ – МРУ Пробирной палаты России по УФО (г. Екатеринбург);

−       Сибирский федеральный округ – МРУ Пробирной палаты России по СФО (г. Красноярск);

−       Дальневосточный федеральный округ – МРУ Пробирной палаты России по ДФО (г. Хабаровск).

Кроме того, в связи с большим количеством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней на территории г. Кострома, образовано Верхне-Волжское МРУ Пробирной палаты России, которое осуществляет свои полномочия на территории следующих субъектов: Ивановская область, Костромская область, Ярославская область.

Полномочия по контролю реализуются, в том числе структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной пробирной палаты (Управление государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов и финансового мониторинга) в части организации взаимодействия с надзорными органами и методического обеспечения контрольной деятельности.

2.2. Перечень и описание видов государственного контроля (надзора)

В установленной сфере деятельности Федеральная пробирная палата осуществляет государственный контроль (надзор) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

Контроль осуществляется посредством организации и проведения проверок поднадзорных субъектов, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений.

2.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора)

Порядок организации и осуществления Федеральной пробирной палатой государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ регламентирован следующими нормативными правовыми актами:

− КоАП РФ;

− Федеральным законом № 115-ФЗ;

− Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

− Федеральным законом № 294-ФЗ;

− Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

− Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;

− постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 307 «О Федеральной пробирной палате»;

− постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

− постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

− приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2020 г. № 47н «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной пробирной палаты»;

− приказом Федеральной пробирной палаты от 21 августа 2020 г. № 78н «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

− приказом Федеральной пробирной палаты от 17 августа 2020 г. № 75 «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральной пробирной палатой на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов».

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 307 «О Федеральной пробирной палате» Федеральная пробирная палата осуществляет государственный контроль (надзор) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ с 13 апреля 2020 г.

В этой связи, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые проверки в 2020 году в отношении поднадзорных субъектов не проводились.

Деятельность Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ в 2020 году в основном носила профилактический характер путем проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

Вместе с тем, проверки поднадзорных субъектов проводятся на основании годовых планов проверок, которые формируются на основе риск-ориентированного подхода, который осуществляется с учетом Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов, Национальной оценки рисков финансирования терроризма (далее — НОР), секторальных оценок рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма (далее — СОР), и оперативной оценки рисков каждого субъекта, получаемой из федеральных органов исполнительной власти.

В развитие НОР Федеральной пробирной палатой проведена оценка рисков в разрезе всех осуществляющих Федеральной пробирной палатой контрольно-надзорных полномочий.

СОР позволил более детально раскрыть присущие им угрозы, уязвимости и риски, а также точнее определить соответствующие меры, связанные с повышением уровня внимания на основные зоны рисков в антиотмывочной сфере.

2.4. Информация о взаимодействии Федеральной пробирной палаты при осуществлении государственного контроля (надзора) с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия

Федеральной пробирной палатой в целях совершенствования обмена информацией при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ 10 августа 2020 г. заключено межведомственное соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Кроме того, при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ и привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации, Федеральная пробирная палата осуществляет взаимодействие с Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами.

2.5. Сведения о выполнении отдельных функций при осуществлении государственного контроля (надзора) подведомственными органами государственной власти с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные органы выполняют такие функции

Государственный контроль (надзор) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ осуществляет Федеральная пробирная палата и ее территориальные органы. Подведомственные органы государственной власти отсутствуют.

2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

В связи с осуществлением полномочий Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) в сфере ПОД/ФТ с 13 апреля 2020 г. и с учетом введенного моратория на проведение проверок работа по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок не проводилась.

3. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)

3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора)

В соответствии с Положением о Федеральной пробирной палате, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 307, финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением Федеральной пробирной палаты полномочий в установленной сфере деятельности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

В 2020 году на осущестление деятельности Федеральной пробирной палаты Минфином России были доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 1138,076 млн рублей, из них на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ 75,623 млн рублей.

Все выделенные средства были израсходованы в полном объеме.

3.2. Данные о штатной численности работников Федеральной пробирной палаты, выполняющих функции по контролю (надзору), и об укомплектованности штатной численности

Штатная численность Федеральной пробирной палаты на 31 декабря 2020 г. составляла 1128 человека.

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, составляло 178.

Количество занятых штатных единиц составило 119.

Таким образом, укомплектованность штатной численности на конец отчетного года составила 67 %.

3.3. Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Федеральные государственные гражданские служащие центрального аппарата и территориальных органов Федеральной пробирной палаты обладают необходимым профессиональным образованием, профессиональным опытом и стажем государственной гражданской службы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

3.4. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

Сотрудники Федеральной пробирной палаты в рамках реализации функции по государственному контролю (надзору) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, организации и проведения проверок поднадзорных субъектов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по устранению последствий выявленных нарушений.

В связи с осуществлением полномочий Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ с 13 апреля 2020 г. и с учетом введенного моратория на проведение проверок территориальными органами Федеральной пробирной палаты проверки поднадзорных субъектов в 2020 году не проводились.

3.5. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

Эксперты и представители экспертных организаций для проведения мероприятий по контролю не привлекались.

4. Проведение государственного контроля (надзора)

4.1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе в динамике (по полугодиям)

Как ранее отмечалось в разделе 2 настоящего Доклада, Федеральная пробирная палата осуществляет государственный контроль (надзор) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ с 13 апреля 2020 г.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые проверки в 2020 году в отношении поднадзорных субъектов не проводились.

4.2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности

Эксперты и представители экспертных организаций для проведения мероприятий по контролю не привлекались.

4.3. Сведения о случаях причинения поднадзорным субъектам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу поднадзорных субъектов, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

За отчетный период Федеральной пробирной палатой случаи причинения поднадзорным субъектам, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде не выявлялись.

4.4. Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора)

При осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ используется риск-ориентированный подход, при котором выбор форм, продолжительности и периодичности проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) зависит от определенной категории риска деятельности поднадзорных субъектов.

В связи с осуществлением полномочий Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ с 13 апреля 2020 г. и с учетом введенного моратория на проведение проверок территориальными органами Федеральной пробирной палаты проверки поднадзорных субъектов в 2020 году не проводились.

4.5. Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

В рамках деятельности, направленной на предупреждение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, в 2020 году регулярно проводились мероприятия по профилактике в виде консультаций, семинаров, инструктажей, тематических конференций, информационных писем, направлялись письма подконтрольным субъектам о недопустимости нарушений требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения.

В общем, за 2020 год в условиях приостановления или ограничения деятельности поднадзорных субъектов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) проведено более 3 тысяч профилактических мероприятий, которыми охвачено более 4 тысяч поднадзорных субъектов.

Приказом Федеральной пробирной палаты от 17 августа 2020 г. № 75 утверждена Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральной пробирной палатой на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.

В рамках ее реализации проведены следующие мероприятия:

— размещение на официальном сайте Федеральной пробирной палаты www.probpalata.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» актуализированного Перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода;

— подготовка и размещение на официальном сайте Федеральной пробирной палаты www.probpalata.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных сообщений, связанных с изменением нормативных правовых актов, входящих в Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода (при необходимости);

— разъяснение обязанностей по подключению к Личному кабинету организации, индивидуального предпринимателя, лица на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно — Личный кабинет) по адресу: www.fedsfm.ru как при постановке поднадзорных субъектов на специальный учет, так и в ходе осуществления разъяснительной работы с представителями сектора драгоценных металлов и драгоценных камней;

— направление поднадзорным субъектам предостережения о недопустимости нарушений законодательства Российской Федерации в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

4.6. Сведения о проведении мероприятий по контролю (надзору), при проведении которых не требуется взаимодействие Федеральной пробирной палаты с поднадзорными субъектами

Контроль за исполнением поднадзорными субъектами требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ непосредственно без взаимодействия с поднадзорными субъектами осуществляется в форме мониторинга их деятельности с использованием Личного кабинета, который позволяет организациям без проведения проверок получать информацию о своем риск-статусе и мерах, которые необходимо принять для снижения рисков.

4.7. Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

С учетом введенного моратория на проведение проверок территориальными органами Федеральной пробирной палаты проверки в отношении субъектов малого предпринимательства в 2020 году не проводились.

5. Действия Федеральной пробирной палаты по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

5.1. Сведения о принятых Федеральной пробирной палатой мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям)

Как уже было сказано в разделе 4 настоящего Доклада, с учетом введенного моратория и осуществлением государственного контроля (надзора) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ с 13 апреля 2020 г. территориальными органами Федеральной пробирной палаты проверки в отношении поднадзорных субъектов в 2020 году не проводились, нарушения не выявлялись, меры реагирования не принимались.

5.2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в 2020 году регулярно проводилась методическая работа, а также мероприятия по разъяснению требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ в виде консультаций, в формате семинаров, инструктажей, тематических конференций, информационных писем, направлялись письма поднадзорным субъектам о недопустимости нарушений требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ и мерах ответственности за нарушения. В целях обеспечения доступности проводимых семинаров для поднадзорных субъектов ряд мероприятий проводился в режиме видеоконференцсвязи.

5.3. Сведения об оспаривании в суде поднадзорными субъектами оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора)

С учетом введенного моратория и осуществлением государственного контроля (надзора) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ с 13 апреля 2020 г. территориальными органами Федеральной пробирной палаты проверки в отношении поднадзорных субъектов в 2020 году не проводились, иски об оспаривании оснований и результатов проведения в отношении поднадзорных субъектов мероприятий по контролю поднадзорными субъектами не направлялись, меры реагирования в отношении должностных лиц Федеральной пробирной палаты не применялись.

6. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 307 «О Федеральной пробирной палате» Федеральная пробирная палата осуществляет государственный контроль (надзор) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ с 13 апреля 2020 г.

В этой связи, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые проверки в 2020 году в отношении поднадзорных субъектов не проводились.

Таблица 1. Значения показателей эффективности государственного контроля (надзора)

№ п/пНаименование показателяЗначение показателей, %
(Первое полугодие 2020 года)
Значение показателей, %
(2020 год)
1234
1Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах от общего количества запланированных проверок)00
2Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений)00
3Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок)00
4Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных проверок)00
5Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю00
6Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя00
7Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах общего количества проведенных проверок)00
8Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок)00
9Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок)00
10Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок)00
11Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)00
12Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения)00
13Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)00
14Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц)00
15Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц)00
16Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)00
17Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений)00
18Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах)00
19Средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей)00
20Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований)00

7. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)

7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

Государственный контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Законодательная база и институциональная структура надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ в Российской Федерации основаны на международных стандартах, утвержденных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Работа по минимизации рисков в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма в 2020 году носила профилактический характер.

В 2021 году Федеральной пробирной палатой будет применяться риск-ориентированный подход при планировании и непосредственном осуществлении контрольных мероприятий. Указанный подход предусматривает повышенное внимание к поднадзорным субъектам, имеющим высокие риски нарушения положений Федерального закона № 115-ФЗ.

В рамках риск-ориентированного подхода будет осуществляться ранжирование поднадзорных субъектов по следующим уровням риска:

а) субъекты низкого уровня риска;

б) субъекты среднего уровня риска;

в) субъекты умеренного уровня риска;

г) субъекты высокого уровня риска.

По результатам проведенной оценки к поднадзорному субъекту будут применяться соответствующие меры реагирования.

Применение риск-ориентированного подхода позволит снизить количество проверок и соответственно нагрузку на бизнес.

Основными показателями оценки эффективности являются:

− повышение уровня охвата и вовлечения в ПОД/ФТ, в том числе с использованием возможностей Личного кабинета;

− повышение уровня законопослушности поднадзорных субъектов;

− снижение доли подконтрольных субъектов, повторно совершивших нарушения, в общем количестве подконтрольных субъектов, у которых выявлены нарушения обязательных требований.

7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности

Дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ в целях повышения эффективности такого контроля связано с реализацией плана («дорожной карты»), который разработан с учетом рекомендаций ФАТФ, сформулированных по результатам оценки Российской Федерации, и включает следующие основные направления:

1. Совершенствование системы выявления поднадзорными субъектами подозрительных операций с большим фокусом на риски и их классификацию в целях выделения срочных сообщений, требующих незамедлительных мер.

2. Совершенствование механизмов и качества обратной связи по направляемым сообщениям о подозрительных операциях на основе интерактивных сервисов Личного кабинета.

3. Обеспечение регулярной оценки рисков как на уровне секторов подотчетных организаций, так и индивидуальных рисков каждой организации и принятие мер по их снижению.

4. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части недопущения лиц, совершивших преступления в сфере экономики, к бенефициарному владению и контролю за деятельностью отдельных видов подотчетных организаций.

7.3. Иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

Сектор драгоценных металлов и драгоценных камней является достаточно неоднородным как по масштабам, так и по видам деятельности его участников, что отражается на существенных различиях в уровнях риска отмывания доходов, и финансирования терроризма в разных сегментах рынка.

В настоящее время при осуществлении государственного контроля (надзора) используется секторальная оценка рисков, утвержденная решением Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ и финансированию распространения оружия массового уничтожения 25 января 2019 г. Уровень риска поднадзорных субъектов согласно используемой секторальной оценке рисков требует актуализации. В 2021 году предлагается провести актуализацию секторальной оценки рисков.

Необходимо продолжить работу по применению риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ. В условиях исключения избыточного административного давления на поднадзорные субъекты может быть достигнут ожидаемый социальный эффект работы по профилактике нарушений обязательных требований.