Пропустить навигацию

Обзор результатов правоприменительной практики осуществления Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев, архивов, библиотек и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за 2023 год

1. Общие положения

Обзор результатов правоприменительной практики осуществления Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев, архивов, библиотек и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за 2023 год (далее соответственно — контролируемые лица, ПОД/ФТ) проведен в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 14 Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. № 219 (далее — Положение), в целях устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее соответственно — Федеральный закон № 115-ФЗ, требования законодательства), создания модели ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц, а также предупреждения нарушений контролируемыми лицами требований законодательства.

1.1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

  • выявление нарушений требований законодательства, а также типичных причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;
  • формирование у контролируемых лиц единого понимания требований законодательства.

1.2. Осуществление государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ/ИФРОМУ) регламентировано следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральным законом № 115-ФЗ;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 0667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. № 219 «Об утверждении Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
  • приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • приказом Федеральной службы по финансовому — мониторингу от 19 июля 2011 г. № 250 «Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», приказом Федеральной службы по финансовому — мониторингу от 20 июля 2020 г. № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования»;
  • приказом Федеральной службы по финансовому — мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18 «Об утверждении особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. № 100 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций»;
  • приказом Федеральной пробирной палаты от 10 июля 2023 г. № 141н «Об утверждении Порядка проведения уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты и (или) ее территориальных органов контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

1.3. Государственный контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ осуществляется на основании риск-ориентированного подхода, предусматривающего отнесение деятельности контролируемых лиц к определенному уровню риска несоблюдения требований законодательства.

Сведения о присвоенных контролируемым лицам уровнях риска несоблюдения требований законодательства размещаются на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

2. Правоприменительная практика осуществления Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

2.1. Согласно подпункту «б» пункта 14 Положения государственный контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ осуществляется посредством проведения следующих контрольных мероприятий:

  • информирование контролируемых лиц;
  • проведение проверок соблюдения контролируемым лицом требований законодательства (далее — проверки).

2.2. Исходя из положений пунктов 17, 22 и 26 Положения можно выделить следующие правовые основания для проведения контрольных мероприятий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в 2023 году:

  • присвоение деятельности контролируемого лица умеренного, повышенного или высокого уровня риска несоблюдения требований законодательства;
  • распоряжение руководителя Федеральной пробирной палаты, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Предметом государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствии с пунктом 4 Положения, а также частью 1 статьи 91 Федерального закона № 115-ФЗ является:

  • соблюдение контролируемыми лицами требований законодательства;
  • исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Объектом государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствии с пунктом 7 Положения является деятельность контролируемых лиц.

2.3. На конец отчетного периода количество учтенных объектов государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ составило 16 580.

В 2023 году должностными лицами Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, осуществляющими государственный контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, проведены 392 проверки, из них 382 плановых и 10 внеплановых проверок, по результатам проведения которых:

  • выявлены 1 158 нарушений требований законодательства;
  • выданы 182 предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства;
  • возбуждены 380 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесены 374 постановления по делам об административных правонарушениях, по которым в 263 случаях назначены административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа.

Административное наказание в виде административного штрафа было наложено в 111 случаях, общая сумма штрафов составила 7,3 млн руб.

В соответствии с пунктом 21 Положения в 2023 году проведены 2313 информирований посредством направления писем о возможном несоблюдении контролируемыми лицами требований законодательства при наличии у Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов сведений о признаках нарушений контролируемыми лицами требований законодательства, соответствующих умеренному уровню риска.

Обобщение правоприменительной практики показало, что в 2023 году должностными лицами Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов проведено на 323 проверки больше, чем в 2022 году (рост в 5,5 раз) и составило 392 проверки.

Увеличение количества проведенных проверок обусловлено применением Федеральной пробирной палатой риск-ориентированного подхода после издания приказа Федеральной пробирной палаты от 5 апреля 2023 г. № 4н-ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2023 г., регистрационный № 73577).

Основанием для проведения проверок в отношении более 400 контролируемых лиц стало присвоение им повышенного или высокого уровня риска несоблюдения требований законодательства.

Кроме того, следует отметить, что по сравнению с показателями 2022 года общее количество профилактических мероприятий увеличилось на 18 061 мероприятие (80%) и составило 40 365 профилактических мероприятий.

Так, в 2023 году проведены 15 014 профилактических мероприятий в форме анкетирования. В адрес 25 351 контролируемого лица Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами доведена информация о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Для повышения уровня осведомленности контролируемых лиц о требованиях законодательства сотрудниками центрального аппарата Федеральной пробирной палаты совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга записан и размещен на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети «Интернет» обучающий видеоролик на тему «Об основных аспектах исполнения требований законодательства», который освещает основные вопросы соблюдения требований законодательства, порядок постановки на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее — специальный учет), регистрации в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее —- ГИИС ДМДК), перечень операций, подлежащих обязательному контролю, порядок организации и осуществления внутреннего контроля, ответственность за нарушение требований законодательства.

В целях оказания методической помощи контролируемым лицам на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети «Интернет» размещены памятки по следующим темам: «Обучение кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Назначение специального должностного лица», «Разработка правил внутреннего контроля», «Операции с денежными средствами или иным имуществом».

Кроме того, Федеральной пробирной палатой была разработана памятка по работе с ГИИС ДМДК при постановке на специальный учет, снятии со специального учета и внесении изменений в карту специального учета, а также исполнению требований законодательства для контролируемых лиц, зарегистрированных в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях.

2.4. Анализ практики обжалования решений Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, актов контрольных мероприятий, а также предписаний об устранении выявленных нарушений в рамках досудебного обжалования в соответствии с Положением показал, что в 2023 году была подана 1 жалоба на решение территориального органа Федеральной пробирной палаты, по результатам рассмотрения которой указанное решение центральным аппаратом Федеральной пробирной палаты признано законным и обоснованным.

При этом по результатам анализа обжалования решений Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов в рамках осуществления административного производства в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях среди заявленных требований, которые являлись основанием такого обжалования, можно выделить:

  • снижение размера административного штрафа;
  • замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

2.5. При анализе правоприменительной практики можно выделить следующие причины, факторы и условия нарушения требований законодательства:

  • игнорирование и неисполнение требований законодательства;
  • неверное применение и трактовка требований законодательства;
  • незнание требований законодательства;
  • халатное отношение к исполнению своих должностных обязанностей сотрудниками контролируемых лиц.

Анализ материалов проверок соблюдения контролируемыми лицами требований законодательства, проведенных в 2023 году, показал, что к типичным нарушениям требований законодательства относятся:

  • несоблюдение мер по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
  • нарушение сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю;
  • несоответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства;
  • непредставление отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • несоблюдение требований к подготовке и обучению кадров контролируемых лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Кроме того, Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами на постоянной основе осуществляется работа по совершенствованию государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В 2024 году в целях предотвращения увеличения числа нарушений требований законодательства особое внимание уделяется профилактической работе с контролируемыми лицами, предполагающей разъяснение требований законодательства.