План деятельности Федеральной пробирной палаты на 2025 год и плановый период 2026 – 2030 годов
Общие сведения
План деятельности Федеральной пробирной палаты на 2025 год и плановый период 2026 – 2030 годов (далее – План деятельности) подготовлен в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. № 220н «О порядке подготовки планов деятельности федеральных служб и федерального агентства, находящегося в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и отчетов об их исполнении».
План деятельности разработан с учетом положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, ежегодных публичных деклараций целей и задач Федеральной пробирной палаты.
I. Информация об основных направлениях деятельности в сфере ведения Федеральной пробирной палаты
Федеральная пробирная палата является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней (за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней).
Федеральная пробирная палата осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная пробирная палата осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- федеральный государственный пробирный надзор, за исключением постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней;
- государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
- государственный контроль (надзор) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – ДМДК), ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, в том числе в рамках скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовки лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы;
- утверждение формы и порядка ведения реестра специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- ведение специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее соответственно – юридические лица, индивидуальные предприниматели и художники-ювелиры, контролируемые лица);
- опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, начисление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной пошлины за опробование и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также за проведение анализа материалов, содержащих драгоценные металлы;
- ведение реестра именников, регистрация именников, постановка на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов оттисков именников электроискровым и лазерным методом по обращениям изготовителей ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
- уничтожение на ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов оттисков фальшивых пробирных клейм, именников, изготовление пробирных реактивов по обращениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров;
- хранение представленных на опробование и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов сверх установленного Правительством Российской Федерации срока;
- экспертиза ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в том числе музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- анализ материалов, содержащих драгоценные металлы;
- обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- утверждение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров;
- обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и внесение в Министерство финансов Российской Федерации предложений по его совершенствованию;
- организация дополнительного профессионального образования и повышения квалификации работников центрального аппарата Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов;
- функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федеральной пробирной палаты и реализацию возложенных на нее функций;
- организация и обеспечение мобилизационной подготовки Федеральной пробирной палаты, а также контроль и координация деятельности ее территориальных органов по их мобилизационной подготовке;
- организация и ведение гражданской обороны в Федеральной пробирной палате, а также контроль и координация деятельности территориальных органов Федеральной пробирной палаты по организации и ведению ими полномочий в области гражданской обороны;
- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федеральной пробирной палаты;
- осуществление в установленной сфере деятельности закупок товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- прием граждан, своевременное и полное рассмотрение письменных обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, принятие по ним решений, а также направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- заключение международных договоров Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;
- взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- организация конгрессов, конференций, семинаров и выставок в установленной сфере деятельности;
- иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
II. Сведения о целях и задачах деятельности Федеральной пробирной палаты в закрепленной сфере ведения в планируемый период
Планирование и управление результатами деятельности Федеральной пробирной палаты осуществляется на программно-целевой основе с учетом положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, ежегодных публичных деклараций целей и задач Федеральной пробирной палаты.
Исходя из приоритетов государственной политики в сфере ведения Федеральной пробирной палаты, главными целями и ключевыми задачами деятельности Федеральной пробирной палаты в планируемый период являются:
Цель 1. Повышение эффективности контрольной (надзорной) деятельности Федеральной пробирной палаты в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, в том числе посредством государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее – ГИИС ДМДК) на основе риск-ориентированного подхода.
Задача 1.1. Повышение эффективности контрольной (надзорной) деятельности Федеральной пробирной палаты в сфере государственного пробирного надзора. Совершенствование механизма отбора субъектов контроля на основе критериев и индикаторов риска. Обеспечение единых стандартов по регламентации и учету проверочных мероприятий.
Задача 1.2 Осуществление контрольной (надзорной) деятельности в сфере ПОД/ФТ на основе модели оценки рисков. Совершенствование механизма отбора субъектов контроля при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Задача 1.3. Осуществление постоянного государственного контроля на аффинажных предприятиях в целях соблюдения обязательных требований законодательства в части учета движения драгоценных металлов и продукции из них, требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также недопущения принятия на аффинаж драгоценных металлов, прослеживаемость которых в ГИИС ДМДК не подтверждается.
Задача 1.4. Осуществление государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, с применением риск-ориентированного подхода. Переход от категорирования по рискам заявителей к категорированию партий товаров в автоматизированном режиме в ГИИС ДМДК.
Задача 1.5. Осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов. Совершенствование механизма лицензирования в части предоставления лицензии в автоматическом режиме при условии проведения оценки соответствия лицензиата после предоставления лицензии.
Цель 2. Защита интересов граждан при совершении сделок и операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них.
Задача 2.1. Обеспечение доступности информации для граждан о способах проверки легальности происхождения ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Установление требований к оформлению торговых залов.
Задача 2.2. Обеспечение доступности информации для граждан о способах проверки легальности происхождения инвестиционных драгоценных металлов и инвестиционных драгоценных камней.
Задача 2.3. Совершенствование механизмов обратного выкупа у граждан и приема на ответственное хранение инвестиционных ДМДК кредитными и иными уполномоченными организациями.
Задача 2.4. Создание функционала проверки в ГИИС ДМДК прав собственности на инвестиционные ДМДК при вывозе гражданами через таможенную границу Российской Федерации.
Задача 2.5. Обеспечение механизма выдачи сертификатов на инвестиционные драгоценные камни исключительно в ГИИС ДМДК.
Задача 2.6. Обеспечение подтверждения характеристик ДМ, классификационных характеристик ДК при осуществлении с ДМДК отдельных операций.
Цель 3. Снижение административной нагрузки на бизнес.
Задача 3.1. Оптимизация обязательных требований по опробованию, клеймению и маркировке ювелирных и других изделий из драгоценных металлов.
Задача 3.2. Формирование добросовестного поведения участников рынка: стимулирование соблюдения обязательных требований; оперативное взаимодействие с участниками рынка по предупреждению возникновения нарушений обязательных требований.
Задача 3.3. Совершенствование и дальнейшее развитие механизмов обратной связи для повышения уровня осведомленности об обязательных требованиях.
Задача 3.4. Упрощение процедуры постановки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров на специальный учет.
Задача 3.5. Переход от обязательной ежегодной перерегистрации шифров именников производителей ювелирных изделий к регистрации авторского именника ювелира по выбору производителя с периодичностью перерегистрации 1 раз в 10 лет.
Задача 3.6. Оптимизация системы начисления государственной пошлины за оказание государственных услуг.
Задача 3.7. Взаимодействие с «деловыми кругами», профильными объединениями, общественными советами. Обеспечение применения принципов клиентоцентричности в деятельности Федеральной пробирной палаты.
Реализация указанных выше задач будет осуществлена путем выполнения мероприятий, предусмотренных Планом-графиком мероприятий Федеральной пробирной палаты на 2025 год и плановый период 2026 – 2030 годов (далее – план-график), а также других мероприятий в рамках установленной компетенции в целях охвата всех основных направлений деятельности Федеральной пробирной палаты.
Конкретизация целей деятельности Федеральной пробирной палаты осуществляется через соотнесение (в прилагаемом плане-графике) целей с соответствующими показателями деятельности Федеральной пробирной палаты на 2025 год и плановый период 2026 – 2030 годов и их значениями.
III. Публичная декларация целей и задач Федеральной пробирной палаты на очередной год
Первоочередные цели и задачи Федеральной пробирной палаты представляются в ежегодной публичной декларации целей и задач на очередной год (далее – публичная декларация), размещаемой на официальном сайте. Проект публичной декларации проходит процедуры общественного обсуждения и экспертного сопровождения.
В публичной декларации приводятся приоритетные краткосрочные цели и задачи деятельности Федеральной пробирной палаты, формулируемые исходя из анализа текущего состояния, тенденций и рисков (экономических, внешнеполитических и иных условий) и выработанного сценария действий (перспективного решения) с указанием ожидаемого результата.
Цели и задачи публичной декларации ежегодно корректируются с учетом фактических результатов за прошлый год и при необходимости могут быть источником и основанием для внесения предложений по корректировке документов стратегического планирования.
Социально-значимые результаты деятельности Федеральной пробирной палаты на 2025 год:
- Защита интересов граждан при совершении сделок и операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них.
- Внедрение принципов и подходов клиентоцентричности в деятельности Федеральной пробирной палаты.
- Повышение удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг, в том числе в цифровом формате.
- Доработка функционала прослеживаемости движения драгоценных металлов и драгоценных камней в ГИИС ДМДК.
IV. Перечень документов стратегического планирования, национальные и федеральные проекты, по которым Федеральная пробирная палата является ответственным исполнителем или соисполнителем (участником), ведомственная программа цифровой трансформации с указанием ожидаемых результатов деятельности в планируемый период по их реализации
Федеральная пробирная палата является ответственным за реализацию комплекса процессных мероприятий «Повышение эффективности деятельности Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320 (далее – комплекс процессных мероприятий).
Ожидаемое значение показателя комплекса процессных мероприятий:
- доля маркированных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов составляет 100 % к концу 2025 года.
Федеральной пробирной палатой проводятся мероприятия по утверждению ведомственной программы цифровой трансформации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Показатели результативности цифровой трансформации:
- государственные услуги по лицензированию деятельности предоставляются исключительно в электронном виде в течение 5 дней к 2026 году;
- государственная услуга по постановке на специальный учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров предоставляется исключительно в электронном виде в течение 3 дней к 2026 году;
- государственная услуга по регистрации именников предоставляется исключительно в электронном виде в течение 5 дней к 2026 году;
- среднегодовой показатель уровня удовлетворенности граждан качеством государственных услуг к 2027 году составляет 4,5 из 5;
- средний срок приема новых ювелирных и других изделий из драгоценных металлов отечественных производителей по 1 квитанции к 2026 году составляет 30 минут;
- средний срок опробования, анализа, клеймения и маркировки новых ювелирных и других изделий из драгоценных металлов отечественных производителей по 1 квитанции к 2026 году составляет 6 рабочих дней;
- доля маркированных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов к 2025 году составляет 100 %.
V. Краткая характеристика ресурсов, которыми располагает Федеральная пробирная палата для реализации документов стратегического планирования
Федеральная пробирная палата находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Структура центрального аппарата Федеральной пробирной палаты и перечень территориальных органов Федеральной пробирной палаты представлены на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Бюджетные ассигнования Федеральной пробирной палате определяются (утверждаются) федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Расходы Федеральной пробирной палаты осуществляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных Федеральной пробирной палате лимитов бюджетных обязательств.
Реализация документов стратегического планирования осуществляется в пределах штатной численности Федеральной пробирной палаты.
VI. Информация о разработке новых и корректировке действующих документов стратегического планирования в планируемый период и их обоснования
План деятельности Федеральной пробирной палаты будет уточняться по мере разработки и актуализации документов стратегического планирования Российской Федерации.