Приказ Федеральной пробирной палаты от 13.03.2025 № 51 «Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Федеральной пробирной палатой федерального государственного пробирного надзора за 2024 год»
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА
ПРИКАЗ
13 марта 2025 г.
№ 51
Москва
Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Федеральной пробирной палатой федерального государственного пробирного надзора за 2024 год
В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», абзацем пятнадцатым пункта 18 Положения о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015, приказываю:
- Утвердить прилагаемый доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Федеральной пробирной палатой федерального государственного пробирного надзора за 2024 год (далее – Доклад о правоприменительной практике).
- Управлению цифровой трансформации (С.В. Тимотина) обеспечить размещение Доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной пробирной палаты
от 13 марта 2025 г. № 51
ДОКЛАД
о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Федеральной пробирной палатой федерального государственного пробирного надзора за 2024 год
1. Общие положения
Обобщение правоприменительной практики проведено в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).
В ходе обобщения правоприменительной практики проанализирована деятельность Федеральной пробирной платы при организации и осуществлении федерального государственного пробирного надзора за 2024 год.
1.1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению должностными лицами Федеральной пробирной палаты обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализа случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявления источников и факторов риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
1.2. Осуществление федерального государственного пробирного надзора в 2024 году регламентировалось следующими нормативными правовыми актами:
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
- Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ);
- Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральным законом № 248-ФЗ;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015 «О федеральном государственном пробирном надзоре» (далее соответственно – Положение о федеральном государственном пробирном надзоре, Постановление № 1015);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (далее – Постановление № 1418);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 270);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении»;
- приказом Федеральной пробирной палаты от 27 июня 2023 г. № 127н «Об утверждении форм документов, используемых должностными лицами Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов при осуществлении федерального государственного пробирного надзора»;
- приказом Министерства финансов Российской Федерацииот 25 мая 2023 г. № 78н «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления федерального государственного пробирного надзора» (далее – приказ Минфина России № 78н);
- приказом Федеральной пробирной палаты от 10 июля 2023 г. № 137н «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;
- приказом Федеральной пробирной палаты от 11 июля 2023 г. № 142н «Об утверждении форм документов, используемых должностными лицами Федеральной пробирной палаты при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного пробирного надзора».
- Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пробирного надзора, утвержденный приказом Федеральной пробирной палаты от 30 августа 2024 г. № 144, размещен на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт Федеральной пробирной палаты).
2. Практика осуществления федерального государственного пробирного надзора
2.1. Согласно пункту 28 Положения о федеральном государственном пробирном надзоре при осуществлении федерального государственного пробирного надзора с взаимодействием с контролируемыми лицами могут проводиться на плановой и (или) внеплановой основе следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
- инспекционный визит;
- документарная проверка;
- выездная проверка;
- рейдовый осмотр.
Пунктом 45 Положения о федеральном государственном пробирном надзоре при осуществлении федерального государственного пробирного надзора предусмотрено проведение следующих контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
2.2. В соответствии со статьей 57 Федерального закона № 248-ФЗ, а также с учетом требований Постановления № 336 и Постановления № 1015 в 2024 году были предусмотрены следующие правовые основания при осуществлении федерального государственного пробирного надзора:
при условии согласования контрольного (надзорного) мероприятия с органами прокуратуры:
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 г., о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении Федеральной пробирной палаты информации);
без согласования контрольного (надзорного) мероприятия с органами прокуратуры:
- наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- по поручению Президента Российской Федерации;
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления № 336;
- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления № 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания об устранении ранее выявленных нарушений в целях получения документа, имеющего разрешительный характер;
- при поступлении в Федеральную пробирную палату от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа либо из органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-разыскных мероприятий изъятии продукции (товаров), оборудования (средств) для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу.
2.3. Предметом федерального государственного пробирного надзора является соблюдение обязательных требований контролируемыми лицами, а именно:
- юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и художниками-ювелирами, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов и драгоценных камней в любом состоянии и виде, установленных Федеральным законом № 41-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, использования и обращения драгоценных камней;
- организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, лицензионных требований к указанным видам деятельности, установленных Положением о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) и Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, утвержденными Постановлением № 1418.
Наиболее значимыми рисками деятельности контролируемых лиц являются:
- риски, связанные с осуществлением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями без постановки контролируемых лиц на специальный учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее – специальный учет);
- риски при совершении действий, выражающихся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;
- риски, связанные с осуществлением операций по изменению физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней;
- риски, связанные с перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе с перевозкой драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также с хранением и экспонированием драгоценных металлов и драгоценных камней;
- риски, связанные с ввозом в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозом из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней, в том числе сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
- риски, связанные со сдачей физическими лицами на опробование и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, ввезенных на территорию Российской Федерации с нарушением требований законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Согласно данным государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (далее – ГАС «Управление») в 2024 году при осуществлении федерального государственного пробирного надзора должностными лицами Федеральной пробирной палаты проведены 118 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами, по результатам которых выявлены 192 нарушения обязательных требований, в целях устранения которых выданы 38 предписаний, в 188 случаях должностными лицами Федеральной пробирной палаты принято участие в качестве специалистов в мероприятиях, проводимых правоохранительными органами.
Кроме того, в 24 случаях контрольные (надзорные) мероприятия завершены актами о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия (данные единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий).
По результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий вынесены 173 постановления о привлечении к административной ответственности (в 59% случаев на контролируемых лиц наложены административные штрафы на общую сумму свыше 18,8 млн руб.).
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прирост количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами составил 58%.
Причиной увеличения количества контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами, проведенных в 2024 году в том числе послужило выявление должностными лицами Федеральной пробирной палаты индикаторов риска нарушения обязательных требований, в результате чего были проведены по данным ГАС «Управление» 100 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по указанному основанию, что составляет 96% от общего количества проведенных в 2024 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (104).
Количественные показатели контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами по их виду в отчетном периоде распределились следующим образом:
- 14 плановых проверок, из которых 8 документарных проверок, 2 инспекционных визита и 4 выездных проверки;
- 127 внеплановых проверок, из которых 103 документарные проверки, 5 инспекционных визитов и 19 выездных проверок.
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года общее количество профилактических мероприятий увеличилось на 4 987 мероприятий (18%) и составило 33 072 профилактических мероприятия.
Согласно данным ГАС «Управление» в отчетном периоде проведено 1324 профилактических визита.
Кроме того, в 2024 году объявлены 1 825 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, проведены 14 777 консультирований и 15 071 информирование.
Необходимо отметить, что предупреждение нарушения обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, является приоритетной задачей в рамках федерального государственного пробирного надзора.
2.4. По результатам анализа практики обжалования решений Федеральной пробирной палаты, действий (бездействия) ее должностных лиц в рамках правомочий контролируемых лиц, предусмотренных Постановлением № 1015, установлено, что в 2024 году контролируемыми лицами в досудебном порядке поданы 2 жалобы. Одна из них удовлетворена частично, по второй – в удовлетворении отказано. В судебном порядке решения Федеральной пробирной палаты, действия (бездействие) ее должностных лиц не обжаловались.
В рамках КоАП РФ была подана 1 жалоба, которая не была принята к производству в связи с истечением срока обжалования. Отказ Федеральной пробирной палаты в принятии жалобы к рассмотрению был обжалован в судебном порядке. Решением суда решение Федеральной пробирной палаты оставлено в силе, жалоба не удовлетворена.
2.5. При анализе правоприменительной практики можно выделить следующие типичные причины, факторы и условия нарушения обязательных требований в сфере осуществления федерального государственного пробирного надзора:
- неисполнение требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
- неверное толкование требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
- незнание требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
- отсутствие навыков применения современных цифровых технологий;
- халатное отношение к исполнению своих должностных обязанностей сотрудниками контролируемых лиц;
- ограничения, установленные Постановлением № 336, на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- незначительный размер санкции за осуществление предпринимательской деятельности, связанной с производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней и продукции из них без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), а также за воспрепятствование законной деятельности должностного лица Федеральной пробирной палаты.
По результатам обобщения правоприменительной практики в 2024 году типичными нарушениями обязательных требований, выявленными при осуществлении Федеральной пробирной палатой федерального государственного пробирного надзора, явились:
- ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем федеральный государственный пробирный надзор, если такая постановка является обязательной (например, осуществление дистанционной торговли ювелирными изделиями на электронных торговых площадках маркетплейсов без постановки на специальный учет в Федеральной пробирной палате) (часть 1 статьи 15.43 КоАП РФ);
- нарушение правил учета драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, непредставление отчетности по установленным законодательством формам о движении драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде, состоянии либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней, или непредставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее – ГИИС ДМДК) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях (например, отсутствие подписей материально-ответственных лиц на оформленных первичных учетных документах, приемных актах (приходных ордерах), несоответствие внутренней инструкции контролируемого лица специфике осуществляемой им деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями) (часть 1 статьи 15.47 КоАП РФ);
- нарушение правил хранения и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них (например, совместное хранение драгоценных металлов и драгоценных камней с другими материалами, отсутствие весоизмерительных приборов) (часть 2 статьи 15.47 КоАП РФ).
С 2024 года Федеральная пробирная палата наделена полномочиями по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 15.12 КоАП РФ1 (продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта).
По указанной статье КоАП РФ были возбуждены 2 дела об административных правонарушениях, которые в настоящее время находятся на рассмотрении у мирового судьи.
Кроме того, по инициативе Федеральной пробирной палаты КоАП РФ дополнен специальными составами административных правонарушений за воспрепятствование при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного пробирного надзора, а также за неисполнение предписания об устранении нарушений обязательных требований (часть 8 статьи 19.4 КоАП РФ и часть 43 статьи 19.5 КоАП РФ соответственно).
2.6. При осуществлении федерального государственного пробирного надзора можно выделить следующие основные источники и факторы риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
- последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями.
С учетом невысоких размеров административных штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях очевидным фактором риска является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих дистанционную торговлю ювелирными изделиями на электронных торговых площадках различных маркетплейсов без постановки на специальный учет и (или) невнесение информации в ГИИС ДМДК в части отражения фактов реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Вместе с тем Федеральной пробирной палатой на постоянной основе выявляются и публикуются списки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нарушением законодательства Российской Федерации с целью информирования законопослушных участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, а также покупателей продукции (изделий) из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Кроме того, в целях предотвращения увеличения числа нарушений обязательных требований в рамках проводимых профилактических мероприятий особое внимание уделяется дополнительному информированию участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на сайте Федеральной пробирной палаты, в средствах массовой информации, в личных кабинетах контролируемых лиц в ГИИС ДМДК, а также в иных формах.
В 2024 году Федеральной пробирной палатой в Минфин России направлялись предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения механизма повторности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 15.43 и 15.47 КоАП РФ. В настоящее время предлагаемые Федеральной пробирной палатой изменения проходят установленную процедуру согласования.
В 2025 году работа по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие производство, использование и обращение драгоценных металлов, использование и обращение драгоценных камней, продолжается.
Так, с учетом внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» изменений в Федеральный закон № 248-ФЗ Федеральной пробирной палатой подготовлены и направлены в Минфин России соответствующие предложения в части организации и осуществления федерального государственного пробирного надзора.
Также Федеральной пробирной палатой ведется работа над внесением изменений в приказ Минфина России № 78н, предусматривающих их доработку, направленную на повышение эффективности проверочных мероприятий, проводимых на основании срабатывания таких индикаторов.
По результатам обобщения правоприменительной практики Федеральной пробирной палатой сделаны выводы о том, что федеральный государственный пробирный надзор должен стимулировать добросовестное соблюдение обязательных требований и минимизировать потенциальную выгоду контролируемых лиц от нарушений обязательных требований.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного пробирного надзора осуществляется исключительно на основании риск-ориентированного подхода, в связи с чем совершенствование системы применения критериев отнесения деятельности контролируемых лиц к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и индикаторов риска нарушения обязательных требований представляется важным и приоритетным направлением для Федеральной пробирной палаты на 2025 – 2026 годы.
1 Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».