Известия: Главный бенефициар: какую выгоду получит Россия от роста цен на золото
Цены на золото на мировых биржах установили новый рекорд в $5257,20 за тройскую унцию (по данным на 28 января). Таким образом, с конца 2024 года драгоценный металл подорожал почти вдвое. Такой рост не ожидался никем, даже самыми оптимистичными аналитиками. Причины хорошо известны — обострение геополитической ситуации и потеря доверия к фиатным валютам. Между тем Россия как один из крупнейших игроков на рынке золота уже извлекает пользу от происходящего и может получить еще больше. Каким образом, расскажем в материале «Известий».
Три, четыре, пять…
Очередной рекорд золота, достигнутый 28 января, не удивил уже никого. Вместе с золотом, которое к этому моменту подорожало выше $5257 за унцию, поднялось и серебро, пробившее отметку в $100 (на момент публикации — $115,18 за унцию), да и платина приближается к отметке $3 тыс. ($2770). Золото давно обновило рекорд всех времен с учетом инфляции, и последний раз такой взлет наблюдался в 1980 году на фоне общего роста цен в США и на Западе в целом.
Сейчас инфляция относительно умеренная, но есть и другие причины. Общая геополитическая нестабильность, наблюдающаяся с начала десятилетия, усилилась после прихода к власти Дональда Трампа. Не случайно за последние 365 дней золото последовательно взяло отметки в $3 тыс., $4 тыс. и $5 тыс. Кроме того, имеет место процесс постепенной утраты доверия к привычным валютам. Ситуация с долларом вызывает волнение у инвесторов в связи с противостоянием Белого дома и ФРС, чего не было уже давно. В то же время альтернатив доллару мало — еврозона в последнее время едва ли может похвастаться большими успехами, да еще и намного жестче зарегулирована законодательно. Что касается юаня, то он до сих пор не является полностью конвертируемым.
Последний всплеск был спровоцирован Банком Японии, который заподозрили в желании поддержать иену. Валютные интервенции в четвертой экономике мира автоматически провоцируют рост спроса на альтернативы фиатным валютам. При этом биткоин, который недавно считался новым, более «трендовым» вариантом золота, «забуксовал» из-за проблем с криптовалютной реформой в США. Да и в любом случае реальный актив в данный момент выглядит куда перспективнее виртуального.
Сейчас кажется, что подъем золота ничто не остановит. Действительно, на рост влияет множество факторов, в том числе и недооцениваемых.
По словам научного сотрудника лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Кирилла Черновола, на спрос влияют и новые крупные участники рынка — криптокомпании.
— Компания Tether в IV квартале 2025 года увеличила вложения в золото примерно на 27 т. Это близко к оценке III квартала на уровне 26 т, что сопоставимо с объемами закупок золота, например, центробанков Польши или Бразилии. Tether за счет золота формирует резервы для обеспечения своего ключевого стейблкоина — USDT — с объемом обращения $187 млрд, а также для коина XAUT, стоимость которого привязана к золоту и оценивается в $2,7 млрд, — отметил он.
В свою очередь, аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин отмечает, что рост цены золота происходит на новых исторических максимумах, поэтому пока сложно говорить о том, на каких уровнях этот подъем цен остановится.
— Если котировки драгметаллов прибавляют за день 3–5–7%, это говорит не о фундаментальной переоценке рынка, а о чисто спекулятивном характере движения цен. В такой ситуации предполагать, где остановится рост, — занятие неблагодарное. Большинство прогнозов по золоту, сделанных в конце прошлого года, уже остались внизу, — констатирует аналитик.
Он добавил, что исправить ситуацию со слабостью курса доллара может ближайшее заседание ФРС США.
— Ситуация падения курса доллара может скоро закончиться, и доллар может развернуться вверх, если ФРС в конце января подтвердит, что готова взять большую паузу в снижении ставки. Соответственно, такая пауза в смягчении денежно-кредитной политики может развернуть курс доллара к мировым валютам обратно вверх. Усиление курса доллара может спровоцировать и коррекцию вниз в перегретых ценах на золото, — прогнозирует Потавин.
Выиграли на цене, проиграли на крепком рубле
Головокружительный рост цен на драгоценные металлы сделал некоторые государства явными выгодополучателями. Это относится и к России, которая последовательно увеличивала свой золотой запас в предшествующие годы. Запасы Банка России на начало 2026 года достигли рекордной стоимости, превысив $326 млрд. Во многом это помогло амортизировать заморозку части международных резервов за границей после начала СВО.
Кроме того, Россия относится к ведущим производителям золота в мире. В 2024 году (данные на 2025-й пока не обнародованы) в РФ было добыто 330 т драгоценного металла, что ставит нашу страну на второе место после Китая. Результат оказался предсказуемым: «Полюс Золото» на данный момент находится на третьем месте российского фондового рынка.
Учитывая непростую ситуацию с бюджетом, стоит ли правительству найти дополнительные выгоды в подорожании золота путем усиления налогообложения компаний сектора или скупки металла по фиксированным ценам? Эксперты считают, что это будет излишним.
— Ввести дополнительный налог можно, но зачем? — задается вопросом главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. — Скорее имеет смысл просто брать и без того увеличившиеся налоги с золотодобытчиков и дать им побольше возможностей для инвестиций и расширения добычи с прицелом на будущее. К тому же, выиграв на цене, они потеряли на крепком рубле, так что не факт, что дополнительная «дойка» будет безвредна для отрасли.
Старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ Президентской академии Владимир Еремкин отмечает, что налог на дополнительный доход уже существует в России.
— В 2023 году крупнейший золотодобытчик страны «Полюс» получил значительный рост прибыли вследствие увеличения мировых цен, поэтому выплатил в бюджет налог на дополнительный доход. Однако такое фискальное воздействие на компанию привело к относительно низкой чистой прибыли, поэтому дивидендная политика и инвестиционные планы были скорректированы, — напомнил эксперт.
Он добавил, что рост цен на золото создает у государства соблазн распространить ставку НДД на большее количество месторождений, чтобы изымать сверхдоходы компаний.
— Это, безусловно, скажется на инвестиционных планах золотодобытчиков, снизится финансирование разработки новых и модернизации существующих месторождений. Падение темпов роста физических объемов добычи вследствие ориентации на наиболее рентабельные проекты может в долгосрочной перспективе негативно сказаться на поступлениях в федеральный бюджет. Поэтому введение отраслевого windfall tax видится нецелесообразным, но точечные меры по внедрению НДД для отдельных месторождений можно рассматривать в качестве альтернативы, — заключил эксперт.
«Рынок может абсорбировать четверть мировой добычи»
В условиях замены доллара США и других фиатных валют золотом в резервах ставится вопрос, можно ли ими будет воспользоваться в случае чрезвычайной ситуации. Например, быстро продать несколько десятков или сотен тонн или оплатить ими критически важный импорт. Как считает Потавин, золото, по сути, не подвержено санкциям и остается одним из самых ликвидных резервных активов. Мировые рынки способны легко «переваривать» объемы в десятки тонн золота в разумные сроки, если только не пытаться сбыть металл очень быстро.
Центральные банки мира за последние три года покупали свыше 1 тыс. т золота в год. Это служит свидетельством, что рынок золота может без проблем абсорбировать примерно четверть мировой добычи в год только по линии центробанков. Правда, надо признать, что массовая скупка золота ЦБ и привела к тому ценовому ралли, которое мы до сих пор наблюдаем. Продажа золота объемом около 100–200 т может быть чувствительна для цен на рынке, однако это объем, который рынок теоретически способен переварить за месяцы продаж.
Однако Владимир Еремкин говорит, что золото, имеющееся в распоряжении ЦБ РФ, обладает ограниченной ликвидностью.
— Продажа небольших партий на внутреннем рынке вполне реальна, но масштабные сделки совершить непросто, поскольку единственными крупными рынками сбыта являются азиатские. Золото может быть хорошим залогом для получения зарубежного валютного кредита, но в условиях санкций практическая реализация этой возможности затруднена.
Впрочем, по словам Антона Табаха, торговля золотом всегда окутана ореолом таинственности. Следовательно, с уверенностью оценивать реальные перспективы сбыта этого актива стороннему наблюдателю довольно затруднительно.
— Санкции могут создавать проблемы, транзакция может занять больше времени, но в целом для рынка в его нынешнем состоянии и увеличении роли азиатских площадок и покупателей в торговле физическим золотом не должно стать большой проблемой.
Источник: Известия