Пропустить навигацию

РБК Про: Эксперты НКР назвали 3 сценария для серебра после рекордного взлета цен: Ралли в серебре — это пузырь или только начало истории

Цены на серебро в 2025 году выросли более чем вдвое. Начав прошлый год на уровне $29,2 за унцию, этот драгоценный металл в декабре 2025-го преодолел отметку $70 за унцию — это рекордный рост с 1979 года. К концу января 2026 года серебро торгуется уже по $113 за унцию — это новый исторический максимум, а рост с января 2025-го составил сразу 287%.

Такой ошеломительный рост — это не спекуляция биржевых игроков, а системная проблема, которая будет влиять на рынок в течение многих лет: рост спроса сильно опережает предложение на рынке, и поэтому в оптимистичном сценарии цены на серебро в 2026 году могут уйти выше $115 за унцию, считают эксперты кредитного рейтингового агентства НКР. И уже 26 января унция серебра стоила дороже $117.

Дефицит серебра на рынке приобрел хронический характер. Что будет дальше и может ли столь активная динамика в ценах быть новым пузырем на рынке драгметаллов?

Пузырь или только начало истории

«В 2025 году случилось то, чего ждали полтора века: серебро перестало быть только расходным материалом для промышленности, вернув статус мировых денег. Рынок попал в идеальный шторм: спрос взлетел; физического металла не хватает; государства и их граждане стали активнее накапливать серебряные резервы», — написали управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов и заместитель директора группы корпоративных рейтингов НКР Ольга Домбровская в аналитическом исследовании «Серебряный переворот» (есть в распоряжении РБК).

Главная проблема обеспечения спроса на металл заключается в том, что прирост предложения серебра невозможно обеспечить быстро: до трех четвертей всей мировой его добычи — это побочный продукт извлечения меди, цинка или золота, отмечают эксперты НКР.

5 «серых носорогов»: с какими глобальными рисками столкнется мир в 2026-м

При этом дефицит на рынке носит системный характер, пятый год подряд в мире серебра тратится больше, чем добывается: в 2025 году миру не хватило почти 118 млн тройских унций драгметалла, указывают авторы исследования.

По данным исследования НКР, среднее содержание серебра в руде на действующих объектах неуклонно снижается: за последние десять лет показатель на 12 крупнейших рудниках упал на 36%, а в резервах — на 40%.

Освоение новых рудников занимает 7–10 лет, при этом за последние 10–15 лет не было обнаружено и введено в эксплуатацию ни одного серебряного месторождения мирового масштаба, говорится в исследовании.

Объем добычи серебра в 2025 году, по оценкам The Silver Institute, составил 835 млн унций, поставки вторичного серебра (около 200 млн унций) были максимальными с 2012 года. Однако общий спрос в прошлом году оценивался в 1,2 млрд унций, и совокупное предложение (1,03 млрд унций, по оценкам The Silver Institute) заметно недотягивает до масштабов спроса, отмечают авторы исследования.

Товарные запасы серебра также снижаются не первый год, замечают в НКР.

Крупнейшими запасами обладает Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов (LBMA), и в 2020–2021 годах там у нее было примерно 35–38 тыс. т серебра, а к октябрю 2025 года осталось только 26,3 тыс. т, указывают эксперты НКР.

При этом цена серебра сильно связана с экономическими циклами: при росте экономики повышается и спрос на серебро в различных отраслях: металл показывает 12-процентную корреляцию с глобальным индексом деловой активности в производстве Manufacturing PMI, в то время как золото — только 3-процентную, отмечают в НКР. И сейчас спрос на серебро сильно вырос из-за технологий будущего: солнечной энергетики и электромобилей, пишут авторы исследования.

Крупнейшими потребителями серебра сейчас стали такие секторы, как электроника и полупроводники (объем спроса — 456–466 млн унций), солнечная энергетика (спрос — 197–257 млн унций), медикаменты, химия и прочие отрасли (спрос — 50–100 млн унций), украшения и столовое серебро (спрос — 70–80 млн унций), электромобили и аккумуляторы (~60 млн унций).

На инвестиции в серебро спрос достигает 200–250 млн унций, приводят данные эксперты НКР.

Но помимо промышленного спроса, на цены на серебро влияют еще два фактора: геополитические изменения (международные санкции и замораживание запасов стран привели к уменьшению роли доллара и росту ценности физических активов); новая система денег (страны БРИКС создают альтернативные резервные системы, которые, по оценкам НКР, могут быть подкреплены серебром).

В частности, авторы исследования указывают на то, что в новых условиях центральные банки, десятилетиями игнорировавшие серебро, резко сменили курс. К примеру, Россия будет выделять по 51,5 млрд руб. на покупку драгметаллов, в том числе серебра, в госрезерв; Индия с апреля 2026 года разрешит банкам принимать серебро как залог (по льготному курсу 10:1 к золоту); Саудовская Аравия начала пробные покупки серебра через фонды (ETF), пишут Орехов и Домбровская.

Что дальше: «серебряная лихорадка» или откат

Эксперты НКР рассматривают три сценария для цен на серебро на горизонте 2026 года. В базовом сценарии с вероятностью реализации 45–55% на рынке установится стабильное состояние с ценами на уровне $70–100 за унцию. В этих условиях дефицит сохраняется, но паники нет: спрос на металл растет медленно. Центробанки продолжают покупать металл, но спокойно — на $1–2 млрд в год; ФРС США снижает ставки очень медленно (только один раз в 2026 году), не подпитывая спекуляций.

Золото — выше $5000. Что стало с ценами за 110 лет В негативном сценарии цены могут откатиться к $50–70 за унцию, и это предполагает жесткую рецессию: экономический спад снижает промышленный спрос, потребители продают накопленное серебро, а доллар снова укрепляется на мировом рынке, прогнозируют в НКР. Вероятность реализации сценария — 20–30%.

В оптимистичном сценарии на рынке возможна «серебряная лихорадка»: цены будут на уровне $110–115 и выше; царит дефицит и ажиотаж. В этой ситуации склады с металлом пустеют, запасы на главной бирже (LBMA) падают ниже критической отметки (меньше 20 тыс. т), технология ИИ и зеленая энергетика потребляют все доступное серебро. Центробанки в случае «серебряной лихорадки» скупают все остатки, а одна из крупных стран БРИКС (например, Китай или Саудовская Аравия) официально объявляет о масштабной скупке серебра ― серебро получит статус мировых денег, прогнозируют в НКР. Вероятность реализации этого сценария — 25–35%.

«Даже в самом пессимистичном варианте цены будут вдвое выше уровней 2023–2024 годов», — указывают в НКР.

Какой сценарий по серебру реализуется в 2026 году

Эксперты, опрошенные РБК, соглашаются, что дефицит на рынке серебра — одна из причин нынешнего ралли в металле. Вместе с тем рост цен на серебро отчасти связан со спекулятивным разгоном, в том числе связанным со страхом упустить выгоду (FOMO-эффект), считает аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.

«В том случае, если факторы роста будут сохраняться, будет сохраняться и соответствующий темп роста цен. Допускаем, что уже в текущем году цены на серебро смогут выйти к уровню $115–120 за унцию», — спрогнозировал Дудченко.

Что купить в 2026: облигации, акции или уйти в альтернативные инвестиции Спекулятивные настроения объясняются также ролью металла (серебра) в качестве защитного актива, в котором глобальные инвесторы ищут убежище от последствий торговых войн, нарастающей военной напряженности, опасений относительно разгона инфляции, потенциального спада мировой экономики и прочих геополитических потрясений, рассуждает ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. Кроме того, ожидается, что в 2026 году дефицит серебра составит 150–200 млн унций, или 15–20% мирового производства, приводит данные Данилов.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Андрей Смирнов, помимо уже названных ранее факторов роста цен на серебро, указывает на монетарную политику центробанков, в том числе ФРС. «Снижение реальных ставок в США — фактор в пользу роста спроса на другие защитные активы, помимо доллара… Серебро выступает в качестве одной из инвестиционных альтернатив золоту, а значит, принимает на себя роль защитного актива при удорожании желтого металла. Фактически ралли золота привело к тому, что большинство других драгметаллов напрямую реагируют на усиление геополитической напряженности», — говорит эксперт.

Помешать восходящему движению в серебре может переоценка глобальных рисков (если она произойдет), после которой сначала будут снижаться котировки золота, а затем и других драгметаллов, прогнозирует Смирнов.

Однако по прогнозам большинства инвестдомов, ралли драгметаллов будет продолжаться, замечает Андрей Смирнов. Некоторые банки (Standard Bank) прогнозируют достижение отметки $150, уточняет он.

«Следующим психологическим сопротивлением может служить уровень $150, если исходить из соотношения золото/серебро. Данный сценарий — экстремальный, так как соотношение золото/серебро на уровне 30 достигалось довольно редко, а для дальнейшего роста цен на золото требуются новые внешние поводы», — говорит эксперт.

Многое будет зависеть от глобальной напряженности, которая будет подталкивать золото к обновлению новых рекордов, и в данном случае нужно смотреть на уровень активности политики США, а также на градус агрессии страны в отношениях с Ираном, Венесуэлой, ЕС и Китаем, считает он.

Оказывать поддержку котировкам серебра могут опасения инвесторов по поводу привлекательности долговых бумаг США, а также вопрос давления властей на ФРС в принятии решений по ставкам в экономике, полагает эксперт.

Как инвестору поучаствовать в росте цен на серебро

Вложения в серебро можно осуществлять через покупку биржевых инструментов либо открытие обезличенного металлического счета (ОМС); инвестировать в физическое серебро можно через покупку монет из драгоценных металлов или слитков, перечисляет Николай Дудченко.

Из этих вариантов наиболее оптимальным, по мнению Дудченко, будут инвестиции в нефизическое серебро, так как дополнительные расходы, сопутствующие покупке физического металла (такие, как аренда банковской ячейки или покупка страхового полиса при хранении металла дома), могут снизить конечный финансовый результат подобных инвестиций.

Крупнейший производитель серебра в России — АО «Полиметалл» — непубличная компания, которая раньше была основным активом Polymetal International, акции которой котировались в Москве и Лондоне, напоминает аналитик.

Среди крупнейших мировых компаний, добывающих серебро как попутный металл, аналитик «Финама» Алексей Калачев выделяет Fresnillo plc (FRES) — мексиканскую компанию, зарегистрированную в Великобритании, ее акции торгуются в Лондоне и Нью-Йорке, First Majestic Silver (AG), Pan American Silver (PAAS), Hecla Mining (HL) и Silvercorp Metals (SVM).

Также есть «серебряные» ETF — фонды, инвестирующие как в физическое серебро, в их числе iShares Silver Trust (SLV), abrdn Physical Silver Shares ETF (SIVR), так и в акции публичных и непубличных добытчиков серебра, в том числе iShares MSCI Global Silver and Metals Miners ETF (SLVP), Sprott Silver Miners & Physical Silver ETF (SLVR), Global X Silver Miners ETF (SIL), Amplify Junior Silver Miners ETF (SILJ), перечислил Калачев.

Андрей Смирнов в качестве доступной для российских инвесторов альтернативы зарубежным инструментам, ориентированным на серебро, называет акции золотодобытчиков «Полюс», ЮГК, а также бумаги металлургов, работающих с цветными металлами, — «Русал», «Норникель».

Также он выделяет биржевое серебро: инструменты купли-продажи серебра за рубли с расчетами «завтра» на биржевом спотовом рынке драгметаллов Московской биржи: пара SLV/RUB; и фьючерсы — расчетные контракты с котировкой за тройскую унцию в долларах и расчетами в рублях, актуальный контракт — мартовский (SILV-3.26).

Источник: РБК