Пропустить навигацию

РБК Про: Минфин разъяснил механизм введения экспортной пошлины на алмазы

Минфин раскрыл детали возвращения пошлины на экспорт алмазов. Мера будет применяться выборочно к определенным весовым группам, а размер ставки пока прорабатывается. Что это значит для крупнейшего алмазодобытчика России АЛРОСА — разбирался РБК

Минфин объяснил, как будет устроен механизм готовящейся вывозной таможенной пошлины на необработанные природные алмазы. Прямым плательщиком будет декларант — то есть экспортер сырья, сама мера затронет не весь экспорт, а только определенные весовые категории. При этом ключевые параметры, включая размер ставки, границы этих категорий и механизм распределения сырья внутри страны, по словам ведомства, еще находятся на этапе обсуждения и согласования. Обязанность по уплате вывозной таможенной пошлины будет возложена на декларанта, сообщили в министерстве в ответ на запрос РБК. «Планируется установить вывозную таможенную пошлину в отношении алмазов тех весовых групп, огранка которых в России экономически целесообразна», — указали в пресс-службе. Там добавили, что при развитии отечественной отрасли огранки и рынка драгоценных камней проблема неконкурентоспособности огранки мелких алмазов постепенно решится и условия огранки алмазов выравняются.

Минфин объяснил необходимость меры структурными рисками мирового рынка. «Сегодня практически все производство бриллиантов сконцентрировано в одной стране, что для алмазного рынка является негативным фактором и может усиливать негативные последствия падения конечного спроса наподобие «эффекта домино», — говорится в ответе. Министерство рассчитывает, что поддержка отечественной алмазообрабатывающей отрасли, в том числе в части роста добавленной стоимости, создания новых производств, увеличения количества рабочих мест в регионах, в конечном итоге даст «возможность наращивания объемов продаж и диверсификации рынков сбыта» для алмазодобывающих компаний. На вопросы о конкретных ставках, критериях отбора алмазов и механизме распределения сырья среди огранщиков Минфин ответил, что «детальные вопросы в настоящее время находятся на этапе обсуждения и согласования». Оценку влияния пошлины на финансовые показатели добывающих компаний и конкурентоспособность российского сырья в министерстве не предоставили.

Контекст инициативы Минфин предлагает ввести пошлины на экспорт алмазов, чтобы поддержать отечественную гранильную отрасль, — об этом ранее заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, министерство разрабатывает проект указа, который предусматривает введение пошлины на экспорт сырых необработанных алмазов. Мера также будет предусматривать механизм распределения этих алмазов среди огранщиков. Предполагается, что за распределением этих драгоценных камней между гранильными предприятиями будет следить специальный центр на базе «Алмазювелирэкспорта». Он будет проверять, чтобы все закупленные огранщиками камни были огранены либо возвращены как нерентабельные для обработки. «В России практически не потребляются российские бриллианты. Массовый рынок полностью закрыт импортом. Мы хотим ликвидировать эту проблему», — объяснил Моисеев цель нововведений. Он уточнил, что за год в России реализуется до 0,5 млн карат бриллиантов. При этом крупнейший производитель — смоленский «Кристалл» — производит около 200 тыс. карат ежегодно, основная их часть экспортируется.

В России ранее уже действовала экспортная пошлина на алмазы в размере 6,5%. Она была отменена десять лет назад по соглашению со Всемирной торговой организацией (ВТО). Уже тогда, в 2016-м, огранщики запросили государственную поддержку из-за отмены экспортной пошлины. Как инициативу оценили аналитики При доле в мировой добыче на уровне 30–35% (30–35 млн карат) до 95% российского сырья исторически, до 2022 года, уходило на экспорт из-за низкой емкости собственного рынка потребления бриллиантовых украшений, напоминает начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфабанка Борис Красноженов. Оборот произведенных в России бриллиантов он оценивает в $500 млн в год, что составляет около 1 млн карат, или 1–1,2% от добываемых в стране алмазов ювелирного качества. При этом маржа в огранке невысока — от 2 до 5% от оборота, что видно на примере индийских компаний. Красноженов объясняет, что конкурентоспособность Индии, контролирующей до 95% мирового рынка огранки, основана на низких издержках: дешевой рабочей силе, доступном финансировании, а также на низкой стоимости оборудования и энергии за счет эффекта масштаба. По его оценкам, в России расходы по всем этим статьям выше, а затраты на персонал превышают индийские в 2–4 раза, что делает конкуренцию крайне сложной. Директор «S+Консалтинг» Эдуард Лысенкер подтверждает, что российская огранка переживает кризис, реализуя менее 5% от добываемого сырья в целом и 1,7% в России. Такое положение объясняется высокими издержками по сравнению с главным конкурентом — Индией, как следствие, дешевым импортом, а также незрелостью инфраструктуры для вторичного оборота сырья. Введение экспортных пошлин на необработанные алмазы может существенно повлиять на финансовые показатели АЛРОСА (ALRS), особенно в текущих рыночных условиях, считает Михаил Селезнев, старший персональный брокер «БКС Мир инвестиций». Компания уже испытывает давление из-за слабого глобального спроса, санкций, ограничивающих экспорт в США, страны G7 и ЕС, а также укрепления рубля, что снижает валютную выручку, добавил он. Старший инвестиционный консультант сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Давид Григорьев оценивает новость как «умеренно негативную для финансовых потоков АЛРОСА вследствие возможного снижения маржинальности компании». Он отмечает, что для обеспечения российских огранщиков, возможно, будет создан специальный механизм взаимодействия с добытчиками.

По оценкам «БКС Мир инвестиций», пошлины уменьшат чистую выручку от экспорта, так как часть дохода будет уходить в бюджет в виде пошлин. Аналитики ранее оценивали эффект от подобных мер в 11–15% снижения EBITDA. При дифференцированной ставке, зависящей от весовых групп алмазов, потери могут варьироваться в зависимости от структуры экспорта компании, добавил Селезнев.

Уменьшение EBITDA сократит свободный денежный поток (FCF) и чистую прибыль, что ограничит возможности для дивидендных выплат. В 2024 году EBITDA у АЛРОСА уже упала на 44%, а чистая прибыль — в 4,4 раза. Новые пошлины усилят эту тенденцию, убежден аналитик. Кроме того, компания может столкнуться с накоплением запасов необработанных алмазов, если экспорт перестанет быть выгодным. К середине 2025 года запасы готовой продукции достигли 119 млрд руб., что вдвое выше уровней 2016–2022 годов, говорит Селезнев. В то же время компания может увеличить поставки алмазов российским огранщикам в рамках нового механизма распределения сырья — это позволит частично компенсировать потери от снижения экспорта, но потребует адаптации логистических и сбытовых цепочек, добавили в «БКС Мир инвестиций». АЛРОСА уже проводила мероприятия по сокращению издержек, что позволило сохранить стабильность в 2025 году. Дальнейшая оптимизация операционных расходов может частично компенсировать потери от пошлин. Если пошлины применяются только к определенным весовым группам, компания может сфокусироваться на экспорте алмазов, не подпадающих под высокие ставки, при условии сохранения спроса на них.

Как может быть устроен механизм распределения сырья между огранщиками В «БКС Мир инвестиций» полагают, что система должна включать несколько элементов для прозрачности и минимизации издержек при распределении сырья. По словам Селезнева, это объективные параметры отбора огранщиков (например, объем производства, опыт работы, наличие лицензий, выполнение квот по огранке), распределение через открытые тендеры под контролем специального центра и мониторинг целевого использования сырья для предотвращения спекуляций. Важными условиями аналитик называет публичность данных о сделках, справедливое ценообразование, учитывающее интересы и добытчиков, и огранщиков, а также поддержку малого и среднего бизнеса через квоты, чтобы не допустить монополизации рынка крупными игроками. Завершающим элементом должен стать регулярный независимый аудит работы всего механизма.

Лысенкер видит решение в прозрачном аукционе с проверкой контрагентов (KYC) и публичной отчетностью, что исключит серые схемы и гарантирует огранщикам дешевое сырье. Оценки возможных границ веса алмазов Главный нерешенный вопрос — это «водораздел» веса, отделяющий алмазы, которые «экономически целесообразно» обрабатывать в России. Экспертные оценки этого параметра разнятся. Лысенкер считает, что порог логично установить на уровне 0,5 карата. «Предприятий, которые обрабатывали бы алмазы меньше 0,5 карата, в России нет, конкуренция с индийскими компаниями по стоимости обработки в этом сегменте фактически невозможна. Обработка более крупных камней приносит значительно большую добавленную стоимость, компенсируя более высокие издержки», — поясняет он.

Красноженов считает, что рентабельность в России появляется только при огранке крупных камней (2–5 карат), где высокие расходы на передел компенсируются высокой ценой конечного изделия. Однако в структуре добычи крупные камни составляют, как правило, единицы процентов, добавляет эксперт.

Возможности для реализации С практической точки зрения для введения выборочной пошлины не потребуется сложных законодательных изменений. Как пояснил адвокат АБ «Акцепт» Александр Евтеев, у правительства уже есть необходимые полномочия для корректировки ставок в зависимости от физических характеристик товара. Технически дифференциация может быть достигнута путем добавления кодов в товарную номенклатуру, что является отработанной практикой — примерно такие же принципы применяются при экспорте леса, цветных металлов, минеральных удобрений. Аналогичную точку зрения высказал партнер адвокатского бюро «Астериск» Федор Закабуня, отметив, что вывозная пошлина и ее дифференцированная ставка могут быть установлены постановлением правительства. «Дифференцированная ставка может быть определена законодателем в зависимости от весовой группы или иных критериев, на основании которых будет рассчитана экономическая эффективность вводимой пошлины», — пояснил он.

Источник: РБК Про