Пропустить навигацию

РБК: Рекордные цены на золото раскрутили вторичный рынок в России

Рекордный рост мировых цен на золото в 2025 году спровоцировал за собой рост внутреннего вторичного рынка драгметалла. Почему россияне массово понесли в скупки слитки и как это отразилось на рынке — в материале РБК

По данным Федеральной пробирной палаты (ФПП), осуществляющей государственный контроль за оборотом драгметаллов, объем вводимого в оборот вторичного сырья, содержащего золото, вырос за год на 50,4%, до 17 т. При этом объем аффинажа вторичного золота в России по итогам 2025 года вырос на 24,3%, до 35,2 т (против 28,3 т в 2024-м). Такие оценки привели в ведомстве в ответ на запрос РБК.

В ФПП пояснили, что такая динамика обусловлена в первую очередь дисциплинированным учетом участниками рынка операций в государственной информационной системе — ГИИС ДМДК. Для обеспечения прослеживаемости все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вносить в нее данные о сделках с драгметаллами. Только внесенные в систему ценности считаются легальными.

«Существенное влияние на рост цифр оказало и то, что добросовестные предприниматели отказываются от совершения операций с теми, кто уклоняется от внесения сведений в систему. Такая ситуация послужила дополнительным стимулом для участников рынка», — отметили в ведомстве. Там напомнили, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий для аффинажных организаций запрет на прием металлов, если сведения о них в ГИИС ДМДК не позволяют подтвердить легальность происхождения.

Что влияет на вторичный рынок золота и что с ним будет в 2026 году — разбирался РБК.

В «Красцветмете», крупнейшем аффинажном предприятии страны, подтвердили тренд: переработка вторичного золота выросла на 20% относительно 2024 года. Доля такого сырья в общей загрузке мощностей компании осталась стабильной и составила порядка 10%.

Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам», полагает, что в 2025 году вторичный оборот золота мог составить 18–23 т. Максим Шапошников, советник управляющего фонда «Индустриальный код», оценивает общий объем вторичного золота в России по итогам 2025 года в 35–36 т. В стоимостном выражении, по оценке Потавина, оборот мог достичь 70–120 млрд руб.

Что движет рынком

Основным драйвером активности стал рекордный рост котировок золота. Цены на золото выросли почти на 65% за 2025 год, продолжив рост в январе 2026-го. Год назад золото торговалось вблизи уровня $2752 за унцию. 29 января впервые в истории стоимость фьючерса на золото на Чикагской товарной бирже (CME) превысило отметку $5600, после чего началась коррекция.

На фоне исторического роста котировок в 2025 году россияне не только активно продавали, но и покупали драгоценный металл. Объем покупок золота в виде инвестиционных монет и слитков в прошлом году достиг максимального значения с 2014 года, составив 35,5 т, сообщил Всемирный совет по золоту (World Gold Council).

Общий спрос населения на золото (включая ювелирные изделия) при этом немного снизился — до 72 т против 73,7 т в 2024 году.

Замминистра финансов Алексей Моисеев отмечал, что, по его оценкам, россияне в 2025 году купили до 50 т физического золота (в 2024-м показатель оценивался в 34 т) — преимущественно в слитках. По словам замминистра, рынок разделился таким образом, что состоятельные россияне покупали большие слитки, а люди со средним уровнем достатка — монеты.

По словам Потавина, почти непрерывное повышение цен на протяжении многих месяцев стимулировало население активно «монетизировать» ювелирные изделия и мелкие инвестиционные слитки, что было актуально на фоне снижения реальных доходов и высокой неопределенности по валюте. Основную массу вторичного рынка составляет ювелирный лом (старые, сломанные украшения), семейные ценности (часы, портсигары, предметы быта) и инвестиционное золото, купленное ранее. Повышение стоимости скупки золота от ювелиров и переработчиков также сыграло свою роль в активизации вторичного рынка, поскольку маржа переработки при высоких ценах возрастает, поясняет Потавин. Шапошников согласен, что высокая цена увеличивает цену скупки, и это побуждает владельцев нести изделия в ломбарды, а электронику — в пункты приема лома.

Дополнительным фактором роста стал приток на переплавку инвестиционных слитков. Президент союза «Национальное объединение ломбардов» Андрей Жирных отмечает, что в 2025 году изменилась структура вторичного рынка золота — в общем объеме увеличилась доля инвестиционных слитков. Эта тенденция обусловлена тем, что в 2022 году физлиц освободили от НДС при инвестировании в золотые слитки, и вырос интерес частных инвесторов к золоту, а в 2025 году истек трехлетний срок минимального владения, после которого их продажа не облагается налогом, пояснил он. «Граждане, купившие слитки в 2022-м, начали их продавать в скупки и банкам. Принятые у физлиц слитки скупочная компания не может повторно продать без обязательного аффинажа, поэтому они поступают на вторичный рынок. Совокупность вышеописанных факторов привела к тому, что в прошлом году мы увидели рост объема инвестиционных слитков на вторичном рынке. Их доля в общем объеме небольшая, но есть динамика ее роста», — отметил Жирных.

Еще одним фактором для внутреннего рынка остается запрет на вывоз лома драгметаллов. Он действует с 2022 года — временное ограничение вводили для того, чтобы увеличить загрузку производственных мощностей российских аффинажных предприятий за счет привлечения объемов вторсырья, содержащего драгоценные металлы, в переработку и производство драгоценных металлов. В последний раз его продлили с 1 декабря 2025 года до 31 мая 2026 года.

По словам исполнительного директора аффинажного дивизиона «Красцветмета» Анны Панасюры, эти меры снижают внутреннюю цену на сырье на несколько процентов. «В силу запрета из страны в год не вывозится от 15 до 20 т драгоценных металлов, которые дозагружают российские аффинажные мощности», — отметила она.

При этом недозагрузка мощностей в стране сохраняется. По оценкам Шапошникова, она варьируется от 40 до 80% при средней загрузке в районе 60%.

В «Красцветмете» отдельно отметили дефицит качественного сырья для переработки сложных ломов — в том числе из электроники. По словам Панасюры, для обеспечения рентабельности таких проектов требуется системная работа по развитию сбора радиоэлектронных отходов и сортировки на пригодные для переработки фракции.

«Собираемость электронных отходов в нашей стране сейчас составляет 5–15%, тогда как в Европе — более 40%. Нужны законодательные изменения для устранения правовой неопределенности, создание системы централизованного сбора, экономическая поддержка добросовестных утилизаторов, борьба с теневым сектором и вовлечение населения в раздельный сбор», — отметили в компании.

Участники рынка сходятся во мнении, что на динамику рынка в основном будет влиять цена золота. «Если она растет, то увеличивается и сбор вторичного сырья», — прогнозирует Панасюра.

Потавин напомнил, что динамика цен на вторичном рынке золота в России наиболее сильно зависит от мировых котировок, курса рубля к доллару, уровня инфляции и ключевой ставки ЦБ. «Дополнительно с этим в 2025 году Банк России увеличил роль золота в операциях внутри страны (речь идет о частичном переходе к использованию золота в бюджетном и резервном финансировании) — это повысило общую ликвидность рынка», — отметил аналитик.

Источник: РБК