Rough and Polished: Юрий Шелементьев: Новые горизонты в геммологической отрасли
Юрий Шелементьев рассказал Rough&Polished о предстоящей Международной конференции по геммологии, которая пройдёт в Москве 1-2 октября, о новых вызовах для отрасли и о том, как важно сегодня объединять усилия науки, бизнеса и государства.
Последняя подобная конференция проходила в Москве около пяти лет назад. Как вы оцениваете её итоги?
Предыдущая конференция вызвала большой интерес — было около трёхсот участников, и это значительно больше, чем на большинстве аналогичных мероприятий за рубежом. Нам удалось привлечь спикеров из разных стран. Мы обсуждали глобальные проблемы и убедились, что такие события в России могут иметь настоящий международный статус и объединять научные и практические аспекты отрасли.
Мы увидели, что можно проводить конференции на стыке науки и бизнеса, потому что геммология существует и развивается на этом стыке.
Есть спикеры, привыкшие исследовать, выступать на научных конференциях, писать научные статьи — им находится органичное место. Есть люди, которые занимаются предпринимательством или госрегулированием, и им мы тоже находим органичное место. То есть найден смешанный формат, при котором могут освещаться и научные, и практические аспекты индустрии и рынка.
Этому прекрасно будет способствовать статус Геммологического центра МГУ и Национальной геологической ассоциации.
Можно ремарку? Мы, конечно, поддерживаем сотрудников нашей организации, чтобы они тоже рассказали о своих исследованиях, но у нас вполне демократичный формат, и люди с другими взглядами, работающие в других институтах, площадках и странах, и лабораториях, тоже могут и должны участвовать.
В последние годы появились новые вызовы, появилась необходимость обсудить новые актуальные вопросы. Что изменилось за это время в научной сфере по геммологии и на рынке?
Я начну с рынка, потому что наука меняется очень плавно, и в научной сфере особых прорывов нет. У нас есть постоянные задачи, и они требуют постоянных исследований. Причем существуют исследования и фундаментальные. Мы видим, что исследования, например, по структурно-примесным центрам в алмазах сегодня интересуют также и людей, которые смотрят в будущее и занимаются, например, суверенитетом нашей страны. Или прикидывают, что когда-нибудь на алмазе может быть сделан полупроводник или лазер, или микрочип.
Что же касается цветных камней, то тут постоянно меняется ландшафт: ювелиры в большей степени один камень начинают использовать, другой в меньшей; открывается новое месторождение, появляется новые методы облагораживания. И интерес постоянно меняется. Есть люди, всю жизнь исследовавшие, например, рубины и сапфиры, и есть люди, исследующие новые минералы и камни — мы приглашаем и тех, и этих, и вы их услышите.
Существуют острые вопросы, и мы на конференции в рамках панельных дискуссий, специально заостряем проблематику, чтобы люди с диаметрально противоположными мнениями могли высказать свое мнение и, как говорится, «скрестить копья».
Специалисты, которые предпочитают природные алмазы, скажут, почему природные лучше, а люди, занимающиеся синтетическими алмазами, объяснят, почему лабораторные лучше.
Существует в ювелирной сфере спор о том, что важнее в ювелирном изделии — камень или дизайн. Одни ювелиры считают, что главное — камень, другие делают ставку на креатив и искусство. Есть и конфликт между бизнесом и государством: ювелиры критикуют чрезмерное регулирование, а государство считает его необходимым для порядка на рынке, чтобы он не ввергся в хаос. Мы хотим, чтобы все стороны имели возможность высказаться.
По поводу алмазов натуральных и синтетических: какой точки зрения придерживается в данной дискуссии ваша лаборатория и — шире — Национальная гемологическая ассоциация? Существуют ли разногласия у вас внутри?
Геммологическая Ассоциации объединяет людей с разными мнениями. Что касается геммологических лабораторий, то, с одной стороны, ситуация проста, потому что мы всегда умели распознавать лабораторно выращенные бриллианты. И умели, и делаем это, и, я надеюсь, в будущем тоже будем делать. Диагностика усложняется, но ответ один: природный камень четко отбивается как природный, а искусственный — как искусственный. Это с точки зрения лаборатории.
Для потребителя всё сложнее: одни компании продвигают исключительно натуральные камни, другие делают ставку на синтетику. Как человек воспринимает эту информацию и какой выбор делает — вопрос, который мы будем обсуждать на конференции. Важно, чтобы диалог был открытым, и обе стороны могли представить свои аргументы.
Какие научные темы будут освещаться? Кто из докладчиков примет участие?
Мы разделяем доклады на блоки: алмазы, бриллианты и цветные камни. Будут представлены исследования по структурным центрам в алмазах, новые технологии распознавания синтетики, доклады о редких минералах, коллекционной минералогии, геологии и добыче.
Есть спикеры, которые расскажут, как менять цвет и управлять окраской. Наш друг из Австралии — Джон Чепман, физик по образованию, который работал с алмазами всю жизнь и сейчас занимается технологией распознавания синтетики. В отношении цветных камней мы видим большой спектр докладов, в том числе доклад доктора Порнсават Ватанакул из Таиланда, доклады, касающиеся новых коллекционных камней с малоизученными свойствами, доклады в области продвижения технологий и оснащения лабораторий.
Большинство исследователей по алмазной тематике не занимаются цветными камнями. В области цветных камней будет представлен широкий спектр докладов очень разной направленности, включая также и геологию, в том числе вопросы поиска и добычи, изучения образования камней, кристаллов камней в пегматитах, коллекционной минералогии.
Доклады будут делать как российские специалисты, так и международные эксперты.
Какое международное участие ожидается на конференции?
Мы ждём делегатов из Таиланда, Австралии, Швеции, Индии, Турции. Часть приедет лично, часть выступит онлайн. Мы хотим показать международному сообществу, как развивается геммология в России, и привлечь больше зарубежных специалистов к участию в нашей конференции.
Будет ли кто-нибудь представлять на этой конференции Пробирную палату?
Мы получили подтверждение, что руководство будет присутствовать. Это касается министерств, ведомств, Гохрана — крупных организаций. Мы уже длительное время в диалоге с ними и хотим, чтобы все стороны были представлены.
В программе значится участие компании АЛРОСА. О чём они будут говорить?
У компании есть проект «Инвестиционные бриллианты», акцентирующий внимание на крупных и редких камнях, особенно розовых и жёлтых. Мы ожидаем, что они поделятся своими наработками и планами развития проекта.
Будут ли представлены ювелирные компании?
Да, в программе участие известных отечественных брендов. Это будут не рекламные презентации, а рассказы о жизненном пути компаний. Интересно послушать истории тех, кто смог завоевать международное признание.
Лучше всего о философии бренда могут рассказать его создатели. На конференции будет возможность увидеть разные компании и сравнить их подходы.
Были ли в последние годы открытия крупных месторождений? Насколько они связаны с модой на камни?
Есть камни, открытые десятилетия назад, о которых никто не говорит, потому что им не уделяют внимания в медиа. Так работает рынок: без маркетинга даже редкий камень может остаться незамеченным.
Например, в девяностых годах у нас в Сибири был открыт камень дианит — это минерал рихтерит, можно сказать, синяя разновидность нефрита. Насколько я вижу, до сих пор ни один блогер не рассказал про дианит, поэтому до сих пор никто о нем не знает. Есть ещё интересный редкий камень гаюин, известный в очень небольших количествах, который начиная с 2023 года идет на мировой рынок из афганских месторождений. Участники нашей конференции будут рассказывать и нем, и тот, кто придет на нашу конференцию, узнает про гаюин больше, чем другие.
Часто моду на камни задают блогеры. Например, если какой-то блогер узнал о том, что, например, появился tealsapphire — это сапфир, имеющий синюю и зеленую окраску одновременно, — и если блогера этот камень заинтересовал, он расскажет о новом камне – к примеру, о teal сапфире или о кобальтовой шпинели.
В вашей программе заявлены блогеры и инфлюенсеры. За последние годы их влияние стало действительно заметным. Насколько они адекватны, объективны, насколько их деятельность важна для рынка?
Сегодня именно они формируют потребительские предпочтения. Они рассказывают о новых камнях и брендах гораздо быстрее, чем профессиональные издания. Да, их контент не всегда точен, но именно блогеры помогают российским компаниям, занявшим место ушедших международных брендов, находить своего потребителя. Их роль в культуре потребления сегодня огромна.
Сейчас в Историческом музее открылась выставка «Магия блеска». Там выставлены произведения ювелирного искусства, выполненные не из драгоценных камней и металлов, а из граненой стали и стразов. Как вы относитесь к использованию недрагоценных материалов в ювелирном искусстве?
Иерархия в драгоценных камнях и металлах не всегда оправдана. Мастера могут создавать произведения искусства и из простых материалов. Главное — творческая идея и самовыражение. В истории немало примеров, когда художники работали с недрагоценными материалами и создавали шедевры.
Мы можем, например, золото поставить над серебром, потому что, условно, унция золота стоит дороже, чем унция серебра, но куда мы поставим титан, например, или там родий?
На Урале, откуда я родом, в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, еще при социализме, были ювелиры, которые работали художниками. Кстати, в Царицыно сейчас выставка идет про ювелирное искусство Урала. Мастера не были ориентированы на выпуск массовой продукции, имели право творить, причем получали зарплату у государства. Им было не разрешено использовать драгоценные металлы и драгоценные камни, они могли работать, например, с мельхиором и агатом. Но тем не менее, не имея золота и бриллиантов в своей мастерской, они могли творить и выражать себя. В ювелирном изделии есть творческая составляющая и желание человека выразить себя.
Но я не в этой области специалист и не готов судить, где проходит грань между ремеслом и искусством.
Мы ещё не затронули тему развития и формирования профессионального сообщества.
Да, это важно. Конференция — это не только доклады, но и площадка для знакомств. Участники смогут встретить единомышленников, найти партнёров и почувствовать себя частью профессионального сообщества. Мы призываем коллег активно участвовать в событиях профессионального характера.
Предстоящая конференция обещает стать важным событием для всей геммологической сферы. Она призвана объединить учёных, ювелиров, предпринимателей и представителей государства. Такие встречи помогают находить общий язык, укрепляют профессиональное сообщество и открывают новые горизонты развития.
Источник: Rough and Polished (Галина Семенова)