Банки России отмечают кратный рост оплаты товаров и услуг по QR-коду
Общее количество транзакций с помощью QR-кодов за три квартала 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021 года выросло почти в 20 раз
Банковская карта по-прежнему остается самым распространенным инструментом безналичных платежей, однако российские банки отмечают кратный рост транзакций с использованием QR-кода через Систему быстрых платежей (СБП) в 2022 году и уверены в дальнейшем росте популярности этого способа оплаты среди населения. Об этом ТАСС сообщили опрошенные кредитные организации.
«Общее число транзакций с помощью QR-кодов за три квартала этого года по сравнению с тем же периодом 2021 года выросло почти в 20 раз, а объем увеличился более чем в 12 раз. В то же время клиентам по-прежнему привычнее оплачивать покупки традиционным способом — пластиковой картой. Объем и количество транзакций по пластику в несколько десятков раз превышает аналогичные показатели по QR-кодам. МКБ ожидает дальнейшего развития способа оплаты по QR-коду», — сообщили ТАСС в пресс-службе Московского кредитного банка (МКБ).
По оценке ВТБ, на платежи через СБП с помощью QR-кода в России в начале этого года приходилось 3% в общем розничном обороте товаров, услуг и общепита. К декабрю эта доля достигла 5%, а в следующем году ВТБ планирует ее рост уже до 10%. Рост до 10% на конец 2023 года прогнозирует и банк «Зенит».
По мнению Альфа-банка, инфраструктура рынка еще не готова в полном объеме обеспечивать оплату по QR-коду, однако по мере ее развития доля таких платежей будет уверенно расти. «Пока рынок демонстрирует низкую готовность инфраструктуры кассового оборудования для поддержки такого способа оплаты, тем не менее мы верим, что оплата по QR-коду будет востребована у плательщиков в связи с бесконтактным характером оплаты и возможностью получать кешбэк. Таким образом, по мере развития инфраструктуры сканирования QR в точках приема платежей их доля будет уверенно расти в ближайшие два года», — сказали ТАСС в пресс-службе банка.
В уверенное развитие QR-кода верит и Промсвязьбанк (ПСБ), который зафиксировал самый высокий рост платежей, совершенных таким способом оплаты, среди своих клиентов. «Мы видим кратный рост количества платежей с использованием QR-кода в сегменте малого и среднего бизнеса — рост за последние полгода (ноябрь к марту) более чем в 20 раз, рост год к году — в 57 раз (ноябрь 2022 к ноябрю 2021). В ближайшем будущем мы прогнозируем рост количества и объема операций по QR-кодам через СБП среди населения примерно в 1,5 раза», — комментируют в пресс-службе банка.
Промсвязьбанк также прогнозирует, что процесс перехода бизнеса на технологию оплаты через СБП с помощью QR-кода продолжится. По мнению банка, это выгоднее, поскольку не всегда требуется приобретение терминала оплаты, что сокращает издержки предпринимателей. Руководитель управления продуктов «Тинькофф Бизнеса» Леонид Назаров добавляет, что QR-коды СБП, которые генерируются на стороне продавца, не требуют дорогостоящего обновления оборудования, кроме этого, они могут динамически формироваться не только на терминалах, но и в смартфоне с помощью мобильного приложения, продавцы могут также разместить статический QR-код на кассе.
Аналог Apple Pay и Google Pay
Национальная система платежных карт (НСПК) с 25 апреля 2023 года также обязала банки-эквайеры обеспечить в половине POS-терминалов прием оплаты по QR-коду, сгенерированному на смартфоне держателя карты «Мир», а с 25 октября — в 85% POS-терминалов. Об этом ранее сообщил «Коммерсант». Источник издания также сообщил, что у большинства банков значительная часть терминалов не оборудована ридером для QR-кодов, их придется заменять. По данным газеты, терминал с ридером стоит 15-20 тыс. рублей, общие затраты на переоборудование могут обойтись банкам в десятки миллиардов рублей.
В «Тинькофф» считают инициативу НСПК по генерации QR-кода на смартфоне покупателя любопытной, однако добавляют, что оценить ее перспективы удастся только в будущем. «Надо понимать, что это совершенно новый способ оплаты, поэтому клиентам, банкам и бизнесу еще только предстоит знакомство с ним. На текущий момент кажется, что у него нет значительных преимуществ для бизнеса, поскольку комиссия будет такой же, как и при оплате картой, в отличие от приема платежей через СБП», — комментирует руководитель управления продуктов «Тинькофф Бизнеса».
О Системе быстрых платежей
СБП разработана Банком России и Национальной системой платежных карт и запущена в России в январе 2019 года. Оператором и расчетным центром системы является ЦБ РФ, а операционным платежным и клиринговым центром — НСПК.
С помощью СБП можно совершать межбанковские переводы по номеру мобильного телефона, оплачивать товары и услуги посредством QR-кода и получать выплаты от организаций.