Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде за 2022 год помог 1,7 тыс. россиян
Суды удовлетворили 95% исков центра в интересах заявителей
Почти 1,7 тыс. россиян получили бесплатную юридическую помощь в Центре правовой помощи гражданам в цифровой среде за 2022 год. Кроме того, суды удовлетворили 95% исков центра в интересах заявителей, свидетельствуют данные годового отчета деятельности центра, поступившие в ТАСС в среду.
Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде — это самостоятельное структурное подразделение федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр», подведомственного Роскомнадзору. Центр создан в сентябре 2021 года по инициативе Роскомнадзора. Его юристы занимаются вопросами, связанными с незаконным использованием персональных данных.
«Всего в 2022 году к экспертам центра обратились почти 1,7 тыс. заявителей — преимущественно из Москвы и Подмосковья. Также юридическую помощь получили жители из Краснодарского, Ставропольского и Красноярского краев, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Ивановской, Ростовской, Воронежской областей и других регионов страны», — говорится в отчете.
Большая часть обращений (52%) касалась обработки личной информации россиян без их согласия. В 16% случаев люди пострадали от мошеннических действий с личными сведениями, в 9% персональные данные без согласования использовались в рекламных целях. Еще 10% граждан защищали свои честь, достоинство и деловую репутацию.
«Обычно мы стараемся урегулировать споры до суда. Но зачастую нарушители не идут навстречу пострадавшим, поэтому мы переходим в другую стадию защиты — обращаемся в суд. Доля таких случаев составляет около 50%. Суды удовлетворяют 95% наших исков, потому что они имеют неопровержимую доказательную базу», — рассказала ТАСС директор центра Людмила Куровская.
Согласно отчету, большая часть исков была направлена к кредитно-финансовым организациям относительно сделок, которые от имени пострадавших заключали мошенники. Как объясняют юристы центра, сначала преступники взламывают аккаунты на сайтах, получают доступ к мобильным устройствам и компьютерам, затем «выводят» деньги со счетов пострадавших или заключают от имени граждан договоры займа с финансовыми организациями. Пострадавшие узнают об этом, когда кредиторы начинают требовать погасить задолженность.
«За время своего существования центр уже сформировал судебную практику по защите прав граждан, пострадавших от действий мошенников в цифровой среде. В частности, юристы помогают взыскать компенсацию морального вреда, причиненного в результате неправомерных действий — ее все чаще требуют граждане. Сумма компенсаций по выигранным судебным процессам составила от 2 до 10 тыс. рублей, что является положительным судебным прецедентом», — рассказали в пресс-службе центра.