Пропустить навигацию

Критерии отнесения объектов федерального государственного пробирного надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. № 1015
(с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2025 г. № 1159, вступившими в силу с 10 августа 2025 г.)

Критерии отнесения объектов федерального государственного пробирного надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

1. При осуществлении федерального государственного пробирного надзора отнесение объектов федерального государственного пробирного надзора — деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее соответственно — объекты надзора, контролируемые лица), к определенной категории осуществляется в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований и с учетом критериев возможного несоблюдения обязательных требований (далее — критерии риска).

2. Расчет критериев риска осуществляется путем сложения баллов, определенных для каждого из выявленных критериев риска по осуществляемым контролируемым лицом видам деятельности.

Отнесение объекта надзора к определенной категории риска осуществляется путем сложения баллов, полученных при определении критериев риска в отношении каждого объекта надзора.

При наличии критериев риска, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, для определения категории риска подлежат применению критерии отнесения объекта надзора к более высокой категории риска.

При определении категории риска объекта надзора учитывается соответствие такого объекта критериям для применения мер стимулирования добросовестности в соответствии с пунктом 26(1) Положения о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015 «О федеральном государственном пробирном надзоре».

3. В целях определения критериев риска объекту надзора присваиваются баллы в зависимости от осуществляемых контролируемым лицом видов деятельности.

4. При осуществлении контролируемым лицом деятельности в сфере розничной и оптовой торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них объекту надзора в случае:

  • наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
  • наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее — специальный учет), в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
  • наличия фактов непринятия в течение 60 календарных дней контролируемым лицом в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее — ГИИС ДМДК) входящих спецификаций присваивается 4 балла;
  • наличия фактов перемещения на территорию Российской Федерации из стран, входящих в Евразийский экономический союз, ювелирных изделий, происхождение которых на территориях этих стран не подтверждено документально, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия фактов вывода из оборота ювелирных изделий путем реализации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и художникам-ювелирам, не состоящим на специальном учете (за исключением лиц, указанных в подпунктах «м», «н», «р» и «ф» пункта 2 Правил ведения специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»), в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 5 баллов;
  • ввода в оборот ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на основании акта инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в объеме, превышающем 50 изделий в течение календарного месяца, присваивается 6 баллов;
  • непредставления на опробование, анализ и клеймение ювелирных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации, в течение 6 месяцев с даты выдачи акта государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, присваивается 6 баллов;
  • списания в лом партий ювелирных изделий в объеме, превышающем 150 грамм химически чистого драгоценного металла, за квартал с последующим направлением такого лома организации-переработчику или аффинажной организации присваивается 5 баллов.

Исходя из полученной суммы баллов объекту надзора присваивается:

  • чрезвычайно высокая категория риска — 19 баллов и более;
  • высокая категория риска — 13 — 18 баллов;
  • средняя категория риска — 8 — 12 баллов;
  • низкая категория риска присваивается 7 баллов и менее.

5. При осуществлении контролируемым лицом деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней объекту надзора в случае:

  • наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
  • наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
  • наличия 2 и более фактов несоответствия произведенных ювелирных и других изделий пробам, заявленным производителем таких изделий, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 1 балл;
  • наличия фактов списания драгоценного металла на технологические потери в объеме, превышающем 10 процентов от произведенных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 5 баллов;
  • наличия фактов производства ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при указанной в карте специального учета упрощенной системе налогообложения в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 4 балла;
  • отсутствия фактов сдачи произведенных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных изделий из серебра отечественного производства, на опробование, анализ и клеймение при наличии в карте специального учета соответствующего вида деятельности присваивается 4 балла;
  • наличия фактов производства ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при отсутствии входящих спецификаций о приобретении драгоценных металлов в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 6 баллов.

Исходя из полученной суммы баллов критериев риска объекту надзора присваивается следующая категория риска:

  • чрезвычайно высокая категория риска — 16 баллов и более;
  • высокая категория риска — 11 — 15 баллов;
  • средняя категория риска — 7 — 10 баллов;
  • низкая категория риска — 6 баллов и менее.

6. При осуществлении контролируемым лицом деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, по комиссионной торговле ювелирными изделиями, ломбардной деятельности и деятельности по ремонту и изготовлению ювелирных и других изделий по индивидуальному заказу физических лиц объекту надзора в случае:

  • наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
  • наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
  • наличия в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска одного отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 7 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», присваивается 4 балла;
  • наличия фактов осуществления в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска деятельности по розничной и (или) комиссионной торговле и (или) деятельности по ремонту и изготовлению ювелирных изделий по индивидуальному заказу физических лиц контролируемым лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, присваивается 4 балла;
  • наличия фактов осуществления в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска контролируемым лицом по одному адресу деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, деятельности по осуществлению розничной и (или) комиссионной торговли, деятельности по ремонту и изготовлению ювелирных изделий по индивидуальному заказу физических лиц присваивается 7 баллов;
  • отсутствия фактов сдачи на опробование, анализ и клеймение ювелирных изделий и (или) отсутствия средств идентификации на ювелирных изделиях, на которые ломбардом обращено взыскание, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия фактов принятия ломбардом в ГИИС ДМДК входящих спецификаций от юридических лиц (за исключением спецификаций на золотые мерные слитки общей массой не более 100 грамм) в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 7 баллов;
  • отсутствия фактов сдачи на опробование, анализ и клеймение и (или) средств идентификации на изготовленных и (или) отремонтированных ювелирных изделиях или ювелирных изделиях, принятых на комиссию, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 6 баллов;
  • наличия фактов реализации лома ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней контролируемым лицом, осуществляющим деятельность по комиссионной торговле и (или) по хранению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 7 баллов;
  • наличие фактов приема контролируемым лицом, осуществляющим деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, с использованием роботизированного комплекса или агрегатов аффинированных драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий, содержащих драгоценные камни, инвестиционных металлов присваивается 10 баллов.

Исходя из полученной суммы баллов объекту надзора присваивается:

  • чрезвычайно высокая категория риска — 21 балл и более;
  • высокая категория риска — 13 — 20 баллов;
  • средняя категория риска — 9 — 12 баллов;
  • низкая категория риска — 8 баллов и менее.

7. При осуществлении контролируемым лицом деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов объекту надзора в случае:

  • наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
  • наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
  • наличия в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска 1 отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 7 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», присваивается 5 баллов;
  • наличия сведений о внесении в карту специального учета сведений об осуществлении деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов без получения соответствующей лицензии или без заявления о ее получении, направленного в территориальный орган Федеральной пробирной палаты, присваивается 4 балла;
  • наличия фактов реализации контролируемым лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, аффинированного драгоценного металла при отсутствии информации о передаче лома и отходов драгоценного металла для аффинажа в аффинажную организацию или в другую организацию для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов присваивается 4 балла.

Исходя из полученной суммы баллов объекту надзора присваивается:

  • чрезвычайно высокая категория риска 12 баллов и более;
  • высокая категория риска — 8 — 11 баллов;
  • средняя категория риска — 5 — 7 баллов;
  • низкая категория риска — 4 балла и менее.

8. При осуществлении контролируемым лицом деятельности по дистанционной торговле в том числе на торговых площадках, осуществляющих продажу ювелирных изделий разных продавцов через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», объекту надзора в случае:

  • наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
  • наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
  • наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
  • отсутствия в течение 3 месяцев в ГИИС ДМДК фактов вывода из оборота ювелирных изделий путем дистанционной продажи физическим лицам присваивается 5 баллов;
  • наличия фактов непринятия контролируемым лицом в ГИИС ДМДК входящих спецификаций присваивается 6 баллов;
  • наличия в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска фактов фиксации в ГИИС ДМДК попыток ввода (вывода) из оборота последовательности цифр, имитирующих уникальный идентификационный номер ювелирного изделия, присваивается 6 баллов.

Исходя из полученной суммы баллов объекту надзора присваивается:

  • чрезвычайно высокая категория риска — 16 баллов и более;
  • высокая категория риска — 11 — 15 баллов;
  • средняя категория риска — 6 — 10 баллов;
  • низкая категория риска — 5 баллов и менее.