Отчет об исполнении плана деятельности Федеральной пробирной палаты за 2024 год
Цель 1. Повышение эффективности контроля за обращением драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, в том числе путем обеспечения прослеживаемости посредством государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее – ГИИС ДМДК)
Направление реализации (раздел) 1.1. Осуществление контрольной (надзорной) деятельности с применением риск-ориентированного подхода и методов дистанционного взаимодействия с участниками рынка драгоценных металлов и драгоценных камней
Итоги анализа результатов осуществления контрольной (надзорной) деятельности Федеральной пробирной палаты отражены в докладе о федеральном государственном пробирном надзоре. Доклад о федеральном государственном пробирном надзоре 13 марта 2024 года размещен в электронной форме в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») по адресу: https://monitoring.gov.ru/control/doklad/view/365143.
В рамках осуществления полномочий по федеральному государственному пробирному надзору Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами 11 декабря 2024 года утвержден план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год посредством ФГИС «ЕРКНМ» в машиночитаемом формате.
В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований и минимизации потенциальной выгоды от нарушения обязательных требований всеми контролируемыми лицами в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, использования и обращения драгоценных камней, в том числе лицензионных требований к деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, приказом Федеральной пробирной палаты от 19 декабря 2024 г. № 212 утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере осуществления федерального государственного пробирного надзора на 2025 год.
В рамках осуществления федерального государственного пробирного надзора Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами согласно данным ГАС «Управление» и ФГИС «ЕРКНМ» в 2024 году проведены 14 плановых контрольных (надзорных) мероприятий, из которых 8 документарных проверок, 2 инспекционных визита и 4 выездных проверки.
15 октября 2024 года на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети «Интернет» опубликован обновленный список контролируемых лиц с категориями риска в рамках федерального государственного пробирного надзора, присвоенными Федеральной пробирной палатой в соответствии с критериями отнесения объектов федерального государственного пробирного надзора к определенной категории риска, приведенными в приложении № 1 к Положению о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015. С учетом внесенных изменений в законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) Федеральной пробирной палатой актуализирована Инструкция по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, утвержденная приказом Федеральной пробирной палаты от 24 декабря 2024 г. № 218.
Социальный эффект от осуществления Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами федерального государственного пробирного надзора в 2024 году заключается в стимулировании добросовестного соблюдения обязательных требований и минимизации потенциальной выгоды контролируемых лиц от нарушений.
В целях обеспечения соблюдения аффинажными организациями обязательных требований в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов приказом Федеральной пробирной палаты от 21 февраля 2025 г. № 31 утверждены графики проведения в 2025 году уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты мероприятий по контролю в отношении производственных объектов аффинажных организаций, указанных в пункте 1 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015.
В целях ужесточения наказания за совершение противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них Федеральной пробирной палатой направлены в Минфин России предложения о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях усиления контроля за оборотом продукции, ювелирных изделий в 2024 году Федеральной пробирной палатой обеспечено внедрение транспортного модуля регистрации розничных продаж для вывода из оборота в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее соответственно – транспортный модуль, ГИИС ДМДК) ювелирных изделий и продукции, содержащей драгоценные металлы и драгоценные камни (постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2024 г. № 1605 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270», дата вступления в силу – 1 марта 2025 года). Также проведены консультации с участниками оборота ювелирных изделий и продукции, содержащей драгоценные металлы и драгоценные камни, по вопросу использования транспортного модуля.
В течение 2024 года во исполнение Протокола заседания межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям от 11 января 2024 г. № 50:
- в целях ведения учета сделок по переходу прав собственности и иных имущественных прав на минеральное сырье в ГИИС ДМДК, позволяющего обеспечить прослеживаемость добытого минерального сырья до направления на аффинаж, подготовлены и направлены в Минфин России предложения по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. № 1419 «Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа на территории Российской Федерации», обязывающие участников оборота добытого минерального сырья регистрировать все сделки с минеральным сырьем в ГИИС ДМДК. Данные изменения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 г № 127 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. № 1419»;
- в целях обеспечения контроля за оборотом минерального сырья с момента его добычи и в ходе осуществления последующих операций, связанных с использованием и обращением драгоценных металлов, учитывая, что обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов в ГИИС ДМДК без исходных сведений о добытых драгоценных металлах в минеральном сырье не представляется возможным, подготовлены и направлены в Минфин России предложения о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», обязывающих организации-недропользователи ежемесячно представлять в ГИИС ДМДК сведения о добытом минеральном сырье за вычетом потерь, предусмотрев возможность корректировки представленных сведений по итогам отчетного периода. Данные изменения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2024 г. № 1605 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270»;
- в целях установления обязанности аффинажных организаций осуществлять проверку посредством ГИИС ДМДК цепочки поставок до месторождения или пункта сбора лома и отходов подготовлены и направлены в адрес Минфина России предложения о внесении изменений в статью 20 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», предусматривающих необходимость отслеживания аффинажной организацией цепочек поставок сырья, содержащего драгоценные металлы, минерального сырья, а также лома и отходов драгоценных металлов с применением ГИИС ДМДК, а также введение ограничений в части приема драгоценных металлов на аффинаж в случае неустановленного источника происхождения драгоценных металлов;
- в целях совершенствования нормативно-правового регулирования права пользования недрами, содержащими драгоценные металлы, подготовлены и направлены в Минфин России предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области пользования недрами, предусматривающих ограничение права пользования участками недр, содержащих драгоценные металлы, в случае непредставления информации об операциях с драгоценными металлами в ГИИС ДМДК, а также за несоблюдение требований по учету драгоценных металлов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности»;
- в целях реализации положений проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» подготовлены и направлены в Минфин России проекты нормативных правовых актов (проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями, которые могут осуществляться при условии подтверждения характеристик драгоценных металлов, классификационных характеристик драгоценных камней требованиям документов по стандартизации, устанавливающих характеристики драгоценных металлов, классификационные характеристики драгоценных камней»; проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 307 «О Федеральной пробирной палате»; проект приказа Минфина России «Об утверждении Порядка подтверждения характеристик драгоценных металлов»).
В соответствии с графиками проведения в 2024 году уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты мероприятий по контролю в отношении производственных объектов аффинажных организаций, указанных в пункте 1 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г.№ 1015, утвержденными приказом Федеральной пробирной палаты от 22 декабря 2023 г. № 224 (далее – Приказ № 224), были проведены 188 контрольных мероприятий по вопросам организации учета и хранения драгоценных металлов и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, в том числе 24 проверки конкретных производственных объектов аффинажных организаций, 21 мероприятие, связанное с контролем за подготовкой и проведением инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 1 января 2024 года и на 1 января 2025 года, 11 мероприятий, связанных с контролем соблюдения аффинажными организациями требований о представлении годовых металлургических балансов в Федеральную пробирную палату, а также 129 контрольных мероприятий, проводимых постоянно в течение года.
Фактически в 2024 году были проведены 189 контрольных мероприятий, что на 24 контрольных мероприятия больше, чем в 2023 году. В рамках указанных контрольных мероприятий проведены:
1) 25 проверок производственных объектов аффинажных организаций, осуществляющих прием, отгрузку, отбор проб, проведение химических анализов, хранение, производство драгоценных металлов, а также продукции технического назначения, в соответствии с графиками, утвержденными Приказом № 224, что на 1 проверку больше, чем в 2023 году.
Уполномоченное должностное лицо территориального органа Федеральной пробирной палаты, осуществляющее мероприятия по контролю на производственных объектах АО «НАЗ», привлекалось к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в формате документарной проверки прокуратурой Новосибирской области.
2) 21 мероприятие, связанное с контролем за подготовкой и проведением инвентаризации драгоценных металлов на 1 января 2024 года и на 1 января 2025 года, что на 1 мероприятие больше, чем в 2023 году;
3) 11 мероприятий, связанных с контролем соблюдения аффинажными организациями требований о представлении годовых металлургических балансов в Федеральную пробирную палату, а также требований инструкции по составлению годового металлургического баланса драгоценных металлов, документов оперативного учета движения драгоценных металлов, норм потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам, нормативов возвратных и обратимых отходов драгоценных металлов, полученных в результате аффинажа, нормативов невязок металлургического баланса драгоценных металлов, норм расхода драгоценных металлов на изготовление продукции из драгоценных металлов, прошедших процесс аффинажа, нормативов содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства, направляемых в другие аффинажные организации для доизвлечения содержащихся в них драгоценных металлов, что на 1 мероприятие больше, чем в 2023 году;
4) 132 контрольных мероприятия (на 19 проверок больше, чем в 2023 году), проводимых постоянно в течение года:
- проверки соблюдения порядка приема подлежащего аффинажу минерального и вторичного сырья, включая контрольное опробование, соблюдения порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа;
- проверки соблюдения требований к учету и хранению драгоценных металлов и продукции из них, а также выборочно – к ведению соответствующей отчетности при выпуске и отгрузке готовой продукции из драгоценных металлов.
Их них 36 проверок с составлением заключения соблюдения требований о согласовании с Федеральной пробирной палатой технической документации (инструкции, нормы, нормативы), разрабатываемой аффинажными организациями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов», что на 14 проверок меньше, чем в 2023 году. Дополнительно проведены 3 проверочных мероприятия в рамках постоянного государственного контроля (надзора) с составлением актов проверок.
Федеральной пробирной палатой в 2024 году в Минфин России направлялись предложения о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2024 г. № 604 и от 17 мая 2024 г. № 616.
В целях повышения привлекательности драгоценных металлов как инвестиционного инструмента в 2024 году постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2024 г. № 604 «Об утверждении требований к инвестиционным драгоценным металлам и Правил оборота инвестиционных драгоценных металлов» физическим лицам предоставлена возможность покупки инвестиционных драгоценных металлов не только у кредитных организаций (банков), но и у организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, АО «Гознак», комиссионных магазинов, а также сдачи инвестиционных драгоценных металлов в ломбарды и в скупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2024 г. № 616 «Об утверждении Правил осуществления скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий и Правил осуществления заготовки лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы» (далее – постановление № 616) реализована возможность продажи физическими лицами инвестиционных драгоценных металлов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы. Изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утвержденными постановлением № 616, урегулирован порядок продажи физическим лицам по договору купли-продажи инвестиционных драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и ограненных сертифицированных драгоценных камней, в том числе принятых на комиссию или приобретенных у физических лиц.
Направление реализации (раздел) 1.2. Анализ и оценка эффективности осуществления Федеральной пробирной палатой государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности
В 2024 году Федеральной пробирной палатой осуществлялось администрирование показателей эффективности контрольной (надзорной) деятельности Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов с учетом применения риск-ориентированного подхода, а также оценка реализации программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора), результаты которого отражали, в том числе внутриведомственную оценку отдельных направлений деятельности Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов. Проведены анализ и оценка реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере осуществления федерального пробирного надзора на 2024 год, утвержденной приказом Федеральной пробирной палаты от 19 декабря 2023 г. № 217.
Направление реализации (раздел) 1.3. Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней
В рамках совершенствования полномочий Федеральной пробирной палаты по опробованию, анализу, клеймению и маркировке ювелирных и других изделий из драгоценных металлов подготовлены и направлены в Минфин России предложения:
- о внесении изменений в Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в Положение о Федеральной пробирной палате, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 307, в части наделения Федеральной пробирной палаты полномочием по определению состава и элементов государственного пробирного клейма. Соответствующие полномочия закреплены Федеральным законом от 22 июля 2024 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2024 г. № 1387 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в части внесения изменения в Положение о Федеральной пробирной палате, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 307), дата вступления в силу – 1 марта 2025 года. Изданы приказы Федеральной пробирной палаты от 14 января 2025 г. № 1н-ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2025 г., регистрационный № 81096) и от 14 января 2025 г. № 3н «Об утверждении состава и элементов государственного пробирного клейма типа «Б», проставляемого механическим методом» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2025 г., регистрационный № 81117);
- об унификации размеров государственной пошлины за совершение действий Федеральной пробирной палатой в соответствии со статьей 333.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2025 г. № 133 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 65»);
- о введении требования о нанесении на ювелирные изделия двухмерных штриховых кодов (с 1 марта 2024 года – на все новые изделия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. № 2005 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270», с 1 сентября 2024 года – на изделия, ввезенные на территорию Российской Федерации из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, с 1 сентября 2025 года – на ювелирные изделия, заявленные в качестве остатков, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2024 г. № 1143 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270»);
- о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. № 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» в части предоставления на опробование, анализ и клеймение скупленных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов. Соответствующие изменения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2024 г. № 529 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования сферы производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней», дата вступления в силу – 1 сентября 2024 года.
Кроме того, в целях снижения административной нагрузки на участников оборота ювелирных изделий и продукции, содержащей драгоценные металлы и драгоценные камни, подготовлены и направлены в Минфин России предложения по представлению ювелирных изделий отечественного производства на опробование, анализ и клеймение их изготовителями вне районов деятельности территориальных органов Федеральной пробирной палаты. Соответствующие изменения внесены в Правила опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. № 394, а также приказом Федеральной пробирной палаты от 14 января 2025 г. № 2н утвержден Перечень территориальных органов Федеральной пробирной палаты, которые принимают на опробование, анализ и клеймение ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов отечественного производства вне районов деятельности их изготовителей (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2025 г., регистрационный № 81309), дата вступления в силу – 1 марта 2025 года.
Цель 2. Совершенствование процессов по опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
Направление реализации (раздел) 2.1. Осуществление полномочий по опробованию, анализу, клеймению и маркировке ювелирных и других изделий из драгоценных металлов с применением ГИИС ДМДК
В рамках совершенствования полномочий по опробованию, анализу, клеймению и маркировке ювелирных и других изделий из драгоценных металлов с применением ГИИС ДМДК в 2024 году Федеральной пробирной палатой в ГИИС ДМДК обеспечены условия для осуществления оборота ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, за исключением ювелирных изделий, заявленных в качестве остатков, только при наличии физической маркировки в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Так, с 1 сентября 2024 года доля ювелирных изделий, вводимых в оборот, с признаками физической маркировки составила 100%.
Федеральной пробирной палатой проведен анализ сроков проведения территориальными органами административных процедур по клеймению и маркировке ювелирных изделий из драгоценных металлов за период 2022 – 2024 годов.
Так, Средний срок клеймения территориальными органами Федеральной пробирной палаты ювелирных изделий из драгоценных металлов в 2022 году составил 4 дня, в 2023 году – 5 дней, в 2024 году – 8 дней.
Данный рост связан, прежде всего, с увеличением в 2023 году на 30% объемов предъявляемых на клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов (2022 год – 32,2 млн шт., 2023 год – 46,3 млн шт.), а также введением с 1 марта 2024 г. обязательной маркировки ювелирных изделий из драгоценных металлов и с 1 сентября 2024 года – ювелирных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации из государств, не входящих в Евразийский экономический союз.
В связи с введенной необходимостью нанесения на ювелирные изделия двухмерного штрихового кода в 2024 году доля использования механических методов клеймения резко сократилась, что позволило увеличить показатели по клеймению в среднем на 60% (при увеличении в 2024 году объема представляемых в территориальные органы Федеральной пробирной палаты на клеймение и маркировку ювелирных изделий (49,4 млн шт.) средний срок выполнения работ для новых изделий составил 6 дней).
Вместе с этим срок обязательной маркировки ювелирных изделий, заявленных в качестве остатков (далее – остатки), перенесен на 1 сентября 2025 года. Следовательно, до 1 сентября 2025 года, помимо клеймения и маркировки новых ювелирных изделий, перед Федеральной пробирной палатой стоит задача маркировки остатков. В то же время необходимо учитывать, что на маркировку остатков уходит приблизительно в 3,5 раза больше времени, чем на клеймение и маркировку одного нового изделия, представленного изготовителем. Общий объем замаркированных остатков в 2024 году составил 4,4 млн шт., средний срок выполнения работ – 17 дней.
Цель 3. Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего полномочия Федеральной пробирной палаты при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Направление реализации (раздел) 3.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма в части процедур идентификации контрагентов с учетом факта нахождения в реестре специального учета, а также уточнения перечня критериев и признаков необычных сделок
В целях осуществления полномочия Федеральной пробирной палатой по государственному контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ) Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами проведены 508 проверок соблюдения контролируемыми лицами требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, по результатам которых выявлены 2091 нарушение требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, выданы 314 предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях, по результатам которых наложены штрафы и вынесены предупреждения, составило 482.
Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами за 2024 год проведены 1 301 контрольное мероприятие в виде информирования посредством направления писем контролируемым лицам о возможном несоблюдении требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ при наличии у Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов сведений о признаках нарушений контролируемыми лицами требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, соответствующих умеренному уровню риска.
Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами проведены 37 300 профилактических мероприятий в форме доведения информации о требованиях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемых лиц при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также проведены 12 372 профилактических мероприятия в форме анкетирования.
Общее количество профилактических мероприятий составило 49 672.
В июне 2024 года Федеральной пробирной палатой завершена работа по оценке рисков в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – сектор ДМДК). Секторальная оценка рисков содержит актуальные риски, характеристику угроз и уязвимостей, присущих сектору ДМДК, выделяет наиболее рисковые сегменты (виды осуществляемой деятельности) сектора ДМДК, а также меры по их снижению. Сектору ДМДК секторальная оценка рисков рекомендована к использованию в практической деятельности для минимизации соответствующих угроз и уязвимостей.
В целях оказания методической помощи контролируемым лицам на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети «Интернет» размещены памятки по следующим темам: «Производство по делам об административных правонарушениях (КоАП РФ)»; «Взаимодействие контролируемых лиц с Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами в сфере ПОД/ФТ»; «Информация о требованиях законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в части ограничений в отношении организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения».
Приказом Федеральной пробирной палаты от 24 декабря 2024 г. № 218 утверждена Инструкция по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий.
В 2024 году полномочия Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ заключались в стимулировании добросовестного соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ и минимизации потенциальной выгоды контролируемых лиц от нарушений требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Цель 4. Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего полномочия Федеральной пробирной палаты при осуществлении государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы
Направление реализации (раздел) 4.1. Переход к проведению государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, с применением ГИИС ДМДК
Осуществлен переход к проведению государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, с применением ГИИС ДМДК.
В целях автоматизации процессов применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы подготовлены предложения в техническое задание.
Направление реализации (раздел) 4.2. Обеспечение условий эффективного применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы
Издан приказ Федеральной пробирной палаты от 15 октября 2024 г. № 171н «О внесении изменения в подпункт «а» пункта 6 Порядка применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденного приказом Федеральной пробирной палаты от 7 июня 2023 г. № 113н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2024 г., регистрационный № 80252).
Цель 5. Содействие продвижению экономических интересов Российской Федерации на международном уровне, расширение международного взаимодействия с зарубежными государственными органами и организациями в сфере контроля за обращением драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
Направление реализации (раздел) 5.1. Реализация положений Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза от 22 ноября 2019 г.
В рамках данного направления реализации (раздела) Планом деятельности Федеральной пробирной палаты на 2024 год и плановый период 2025 – 2029 годов в 2024 году проведение мероприятий не предусмотрено.
Цель 6. Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего полномочия Федеральной пробирной палаты при осуществлении лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) (далее – лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов) и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы
Направление реализации (раздел) 6.1. Актуализация стандартов предоставления государственных услуг по лицензированию деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы
В соответствии с частью 1.1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) разработка, согласование и экспертиза проектов административных регламентов федеральных органов исполнительной власти осуществляются в подсистеме конструктора цифровых регламентов федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – КЦР).
Ранее приведение административных регламентов в соответствие с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ должно было осуществляться поэтапно в срок до 31 декабря 2024 года в соответствии с планом-графиком, утверждаемым Правительством Российской Федерации (далее – план-график). Первоначально план-график был утвержден в 2021 году и предусматривал предельный срок приведения административных регламентов в машиночитаемый вид до 1 января 2023 года.
В связи с техническими проблемами функционирования КЦР в 2022 году указанный срок был продлен до 1 января 2024 года и утвержден новый план-график.
Согласно новому плану-графику срок был продлен до 30 сентября 2024 года. Административные регламенты Федеральной пробирной палаты по предоставлению государственных услуг «Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю)» и «Лицензирование деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы» разработаны в КЦР и в 2024 году прошли процедуру согласования посредством КЦР с Минфином России, ФНС России, Росаккредитацией, Федеральным казначейством, Росстандартом, Росреестром, Социальным фондом России, Рособрнадзором и экспертизу Минэкономразвития России и Минцифры России. По результатам проведенных в КЦР правовой и антикоррупционной экспертиз административные регламенты возвращены Минюстом России 19 ноября 2024 года и 9 января 2025 года без государственной регистрации в связи с наличием замечаний, устранение которых требует в том числе доработки функционала КЦР.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 3963-р признано утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2023 г. № 2889-р, утверждающее план-график, при этом новый план-график в настоящее время не утвержден. Кроме того, статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2024 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменена необходимость проведения независимой экспертизы проекта административного регламента, размещения проектов административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и скорректированы требования к структуре административных регламентов.
Таким образом, доработанные с учетом замечаний Минюста России проекты административных регламентов Федеральной пробирной палаты будут направлены на согласование посредством КЦР после устранения Минцифры России и Минэкономразвития России технических проблем функционирования КЦР и приведения структуры административных регламентов в соответствие с предусмотренными законодательством Российской Федерации изменениями.
Направление реализации (раздел) 6.2. Проведение мониторинга и оценки эффективности лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы
В 2024 году жалобы в Федеральную пробирную палату на решения (акты) Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, а также на действия (бездействие) их должностных лиц в рамках исполнения полномочий Федеральной пробирной палаты не поступали.
Цель 7. Совершенствование процессов при ведении специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров
Направление реализации (раздел) 7.1. Организация и проведение контроля информации, выявление недостоверной информации при ведении специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части наделения Федеральной пробирной палаты полномочиями по утверждению структуры сведений, вносимых в карту специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также проектируемыми изменениями в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» в части автоматического изменения сведений в карте специального учета, формируемых на основании сведений из интегрированных с ГИИС ДМДК государственных информационных систем, Федеральной пробирной палатой совместно с АО «Гознак» в целях принятия управленческих решений проведена следующая работа:
- с использованием портала Ситуационного центра Правительства Российской Федерации проанализированы виды сведений, представляемые в рамках межведомственного взаимодействия;
- изучены функциональные возможности новых версий информационных систем, входящих в инфраструктуру взаимодействия, и их компонентов;
- в целях снижения административной нагрузки на участников оборота драгоценных металлов и драгоценных камней с участием Минфина России и Роснедрами проведено межведомственное совещание по вопросу постановки на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, в автоматическом режиме (без участия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в день получения лицензии на пользование недрами.
Цель 8. Совершенствование процессов проведения экспертиз музейных и архивных предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни
Направление реализации (раздел) 8.1. Переход к проведению экспертиз музейных и архивных предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, с использованием ГИИС ДМДК
В рамках данного направления реализации (раздела) Планом деятельности Федеральной пробирной палаты на 2024 год и плановый период 2025 – 2029 годов в 2024 году проведение мероприятий не предусмотрено.
Цель 9. Расширение возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых Федеральной пробирной палатой
Направление реализации (раздел) 9.1. Взаимодействие с «деловыми кругами»
Обеспечено взаимодействие с 19 референтными группами, список которых утвержден приказом Федеральной пробирной палаты от 22 января 2024 г. № 4 «Об утверждении списка референтных групп Федеральной пробирной палаты на 2024 год», путем информирования и получения обратной связи при использовании различных инструментов и каналов взаимодействия.
25 июня 2024 года было проведено совместное заседание референтных групп и Общественного совета при Федеральной пробирной палате с участием заместителя Министра финансов Российской Федерации А.В. Моисеева и директора Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России Ю.А. Гончаренко.
Направление реализации (раздел) 9.2. Осуществление деятельности, направленной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей
В 2024 году проведены 4 заседания Общественного совета при Федеральной пробирной палате. Заседание, проведенное 18 декабря 2024 года, стало завершающим для состава Общественного совета при Федеральной пробирной палате, утвержденного в 2021 году. С 2025 года при Федеральной пробирной палате будет осуществлять работу обновленный состав данного совещательного органа.
За 2024 год приказами Федеральной пробирной палаты от 8 мая 2024 г. № 82 и от 27 сентября 2024 г. № 163 вносились изменения в приказ Федеральной пробирной палаты от 14 сентября 2020 г. № 102 «Об Общественном совете при Федеральной пробирной палате», в частности, количественный состав Общественного совета при Федеральной пробирной палате увеличен с 21 до 23 человек. Приказом Федеральной пробирной палаты от 13 мая 2024 г. № 83 вносились изменения в состав Общественного совета при Федеральной пробирной палате.
За период деятельности Общественного совета при Федеральной пробирной палате была создана рабочая группа по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также выполнены все пункты плана по реализации Концепции открытости Федеральной пробирной палаты на 2024 год, в том числе по освещению деятельности Общественного совета при Федеральной пробирной палате.
По итогам рейтинга общественных советов при федеральных органах исполнительной власти в 2024 году Общественный совет при Федеральной пробирной палате вошел в группу с продвинутым уровнем и был награжден свидетельством, а также вошел в число общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, добившихся максимального прогресса, и в топ-5 общественных советов при федеральных органах исполнительной власти по уровню публичности в средствах массовой информации и социальных сетях.
Направление реализации (раздел) 9.3. Осуществление досудебного рассмотрения жалоб
В 2024 году в Федеральную пробирную палату на решения (акты) Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, а также на действия (бездействие) их должностных лиц при лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, поступили 3 жалобы. Указанные жалобы были рассмотрены в установленные сроки, нарушений со стороны территориальных органов Федеральной пробирной палаты и их должностных лиц не выявлено, заявителям в удовлетворении жалоб отказано.
В порядке досудебного обжалования в рамках федерального государственного пробирного надзора поступили 2 жалобы, по одной из них было принято решение об оставлении жалобы без удовлетворения, по второй — отказано в рассмотрении. Также было подано 1 ходатайство о продлении срока исполнения предписания, которое было полностью удовлетворено. Кроме того, было подано 1 заявление об изменении категории риска, которое также было удовлетворено.
Цель 10. Развитие клиентоцентричности в Федеральной пробирной палате
Направление реализации (раздел) 10.1. Внедрение концепции клиентоцентричного подхода Федеральной пробирной палаты в государственном управлении
Доклад об обеспечении Федеральной пробирной палатой в 2024 году исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению концепции клиентоцентричного подхода Федеральной пробирной палаты в государственном управлении на 2022-2024 гг., утвержденного руководителем Федеральной пробирной палаты 5 декабря 2022 года, представлен руководителю Федеральной пробирной палаты 26 декабря 2024 года.
Цель 11. Участие Федеральной пробирной палаты в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах своей компетенции
Направление реализации (раздел) 11.1. Обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной пробирной палаты
Обеспечена реализация мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной пробирной палаты, а также профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих Федеральной пробирной палаты, осуществляющих деятельность по профилактике противодействия терроризму, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, а также участие в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах компетенции Федеральной пробирной палаты:
- назначены должностные лица, ответственные за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности на объектах территориальных органов Федеральной пробирной палаты;
- межведомственными комиссиями с участием представителей ФСБ России, Росгвардии и МЧС России обследованы 12 объектов, правообладателями которых являются центральный аппарат Федеральной пробирной палаты и ее территориальные органы, а также проведено их категорирование на основе оценки состояния защищенности объектов, степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористических актов;
- приказом Федеральной пробирной палаты от 3 июня 2024 г. № 10-ДСП утверждена Инструкция по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), правообладателями которых являются центральный аппарат Федеральной пробирной палаты и ее территориальные органы;
- в рамках мероприятий по профессиональному развитию прошли обучение 4 государственных гражданских служащих Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов, осуществляющих деятельность по профилактике противодействия терроризму, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Информация о реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной пробирной палаты в установленном порядке направлена в Минфин России и аппарат Национального антитеррористического комитета.
Цель 12. Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего полномочия Федеральной пробирной палаты по осуществлению контроля за реализацией организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, за исключением организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц
Направление реализации (раздел) 12.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц
Мероприятие из Плана деятельности Федеральной пробирной палаты на 2024 год и плановый период 2025 – 2029 годов (изменения в План деятельности Федеральной пробирной палаты на 2024 год и плановый период 2025 – 2029 годов, утвержденные Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 27 декабря 2024 г. № 22-02-07/132980) исключено.