План деятельности Федеральной пробирной палаты на 2024 год и плановый период 2025 — 2029 годов
Общие сведения
План деятельности Федеральной пробирной палаты на 2024 год и плановый период 2025 – 2029 годов (далее – План деятельности) подготовлен в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. № 220н «О порядке подготовки планов деятельности федеральных служб и федерального агентства, находящегося в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и отчетов об их исполнении».
План деятельности разработан с учетом положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, ежегодных публичных деклараций целей и задач Федеральной пробирной палаты.
I. Информация об основных направлениях деятельности в сфере ведения Федеральной пробирной палаты
Федеральная пробирная палата является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней (за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней).
Федеральная пробирная палата осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная пробирная палата осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- федеральный государственный пробирный надзор, за исключением постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней;
- государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
- государственный контроль (надзор) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
- ведение специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее соответственно – юридические лица и индивидуальные предприниматели, контролируемые лица);
- опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, начисление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной пошлины за опробование и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также за проведение анализа материалов, содержащих драгоценные металлы;
- ведение реестра именников, регистрация именников, постановка на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов оттисков именников по обращениям изготовителей ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
- уничтожение на ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов оттисков фальшивых пробирных клейм, именников, изготовление пробирных реактивов по обращениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- хранение представленных на опробование и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
- экспертиза ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в том числе музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- анализ материалов, содержащих драгоценные металлы;
- обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- утверждение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и внесение в Министерство финансов Российской Федерации предложений по его совершенствованию;
- организация дополнительного профессионального образования и повышения квалификации работников центрального аппарата Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов;
- функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федеральной пробирной палаты и реализацию возложенных на нее полномочий;
- организация и обеспечение мобилизационной подготовки Федеральной пробирной палаты, а также контроль и координация деятельности ее территориальных органов по их мобилизационной подготовке;
- организация и ведение гражданской обороны в Федеральной пробирной палате, а также контроль и координация деятельности территориальных органов Федеральной пробирной палаты по организации и ведению ими полномочий в области гражданской обороны;
- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федеральной пробирной палаты;
- осуществление в установленной сфере деятельности закупок товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- прием граждан, своевременное и полное рассмотрение письменных обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, принятие по ним решений, а также направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- заключение международных договоров Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;
- взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- организация конгрессов, конференций, семинаров и выставок в установленной сфере деятельности;
- иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
II. Сведения о целях и задачах деятельности Федеральной пробирной палаты в закрепленной сфере ведения в планируемый период
Планирование и управление результатами деятельности Федеральной пробирной палаты осуществляется на программно-целевой основе с учетом положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, ежегодных публичных деклараций целей и задач Федеральной пробирной палаты.
Исходя из приоритетов государственной политики в сфере ведения Федеральной пробирной палаты, главными целями деятельности Федеральной пробирной палаты в планируемый период являются:
- повышение эффективности контроля за обращением драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, в том числе путем обеспечения прослеживаемости посредством государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее – ГИИС ДМДК);
- совершенствование процессов по опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
- совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего полномочия Федеральной пробирной палаты при осуществлении государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего полномочия Федеральной пробирной палаты при осуществлении государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
- содействие продвижению экономических интересов Российской Федерации на международном уровне, расширение международного взаимодействия с зарубежными государственными органами и организациями в сфере контроля за обращением драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
- совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего полномочия Федеральной пробирной палаты при осуществлении лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) (далее – лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов) и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
- совершенствование процессов при ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- совершенствование процессов проведения экспертиз музейных и архивных предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
- расширение возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых Федеральной пробирной палатой;
- развитие клиентоцентричности в Федеральной пробирной палате;
- участие Федеральной пробирной палаты в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах своей компетенции.
Ключевыми задачами Федеральной пробирной палаты являются:
- осуществление контрольной (надзорной) деятельности с применением риск-ориентированного подхода и методов дистанционного взаимодействия с участниками рынка драгоценных металлов и драгоценных камней;
- анализ и оценка эффективности осуществления Федеральной пробирной палатой государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности;
- осуществление полномочий по опробованию, анализу, клеймению и маркировке ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с применением ГИИС ДМДК;
- совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма в части процедур идентификации контрагентов с учетом факта нахождения в реестре специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также уточнения перечня критериев и признаков необычных сделок;
- переход к проведению государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, с применением ГИИС ДМДК;
- реализация положений Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза от 22 ноября 2019 г.;
- актуализация стандартов предоставления государственных услуг по лицензированию деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
- проведение мониторинга и оценки эффективности лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
- организация и проведение контроля информации, выявление недостоверной информации при ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- переход к проведению экспертиз музейных и архивных предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, с использованием ГИИС ДМДК;
- взаимодействие с «деловыми кругами»;
- осуществление досудебного рассмотрения жалоб;
- внедрение концепции клиентоцентричного подхода Федеральной пробирной палаты в государственном управлении;
- обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной пробирной палаты.
Реализация указанных выше задач будет осуществлена путем выполнения мероприятий, предусмотренных Планом-графиком мероприятий Федеральной пробирной палаты на 2024 год и плановый период 2025 – 2029 годов (далее – план-график), а также других мероприятий в рамках установленной компетенции в целях охвата всех основных направлений деятельности Федеральной пробирной палаты.
Конкретизация целей деятельности Федеральной пробирной палаты осуществляется через соотнесение (в прилагаемом плане-графике) целей с соответствующими показателями деятельности Федеральной пробирной палаты на 2024 год и плановый период 2025 – 2029 годов и их значениями.
III. Публичная декларация целей и задач Федеральной пробирной палаты на очередной год
Приоритетной целью Федеральной пробирной палаты на 2024 год является повышение эффективности деятельности Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней. Основные задачи Федеральной пробирной палаты на 2024 год:
- осуществление контрольной (надзорной) деятельности с применением риск-ориентированного подхода и методов дистанционного взаимодействия с участниками рынка драгоценных металлов и драгоценных камней;
- осуществление маркировки ювелирных и других изделий из драгоценных металлов.
Целевые показатели Федеральной пробирной палаты на 2024 год:
- доля маркированных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов – 80 %;
- срок предоставления лицензий на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и лицензий на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий в электронном виде – 5 дней;
- срок внесения изменений в лицензии на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и лицензии на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий в электронном виде – 3 дня.
IV. Перечень документов стратегического планирования, национальные и федеральные проекты, по которым Федеральная пробирная палата является ответственным исполнителем или соисполнителем (участником), ведомственная программа цифровой трансформации с указанием ожидаемых результатов деятельности в планируемый период по их реализации
Федеральная пробирная палата является ответственным за реализацию комплекса процессных мероприятий «Повышение эффективности деятельности Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320 (далее – комплекс процессных мероприятий).
Ожидаемое значение показателя комплекса процессных мероприятий:
- доля маркированных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов составляет 80 % к концу 2024 года.
Федеральной пробирной палатой проводятся мероприятия по утверждению ведомственной программы цифровой трансформации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Показатели результативности цифровой трансформации:
- доля обращений заявителей для получения государственной услуги по лицензированию деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий (далее – государственная услуга) в электронном виде от общего количества обращений к 2025 году составляет 100 %;
- доля результатов предоставления государственной услуги заявителю исключительно в электронном виде от общего количества результатов к 2025 году составляет 100 %;
- регламентное время предоставления государственной услуги к 2025 году составляет 5 дней;
- уровень удовлетворенности граждан качеством государственной услуги к 2026 году составляет 5 из 5;
- среднее время регистрации именника к 2025 году составляет 5 дней;
- средний срок приема ювелирных и других изделий из драгоценных металлов отечественных производителей по 1 квитанции к 2025 году составляет 30 минут;
- средний срок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов отечественных производителей по 1 квитанции к 2025 году составляет 6 дней;
- доля маркированных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов к 2026 году составляет 100 %;
- сокращение среднего времени постановки на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к концу 2026 года до 3 дней.
V. Краткая характеристика ресурсов, которыми располагает Федеральная пробирная палата для реализации документов стратегического планирования
Федеральная пробирная палата находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Структура центрального аппарата Федеральной пробирной палаты и перечень территориальных органов Федеральной пробирной палаты представлены на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Бюджетные ассигнования Федеральной пробирной палате определяются (утверждаются) федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Расходы Федеральной пробирной палаты осуществляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных Федеральной пробирной палате лимитов бюджетных обязательств.
Реализация документов стратегического планирования осуществляется в пределах штатной численности Федеральной пробирной палаты.
VI. Информация о разработке новых и корректировке действующих документов стратегического планирования в планируемый период и их обоснования
План деятельности Федеральной пробирной палаты будет уточняться по мере разработки и актуализации документов стратегического планирования Российской Федерации.